Люди издавна заказывали иконы с избранными святыми: обычно заказчик выбирал для одного произведения нескольких важных ему праведников. Такие иконы могли писать для храмов по особым поводам: например, в честь освящения придела или к какому-то необычному празднику. Также иконы с избранными святыми помногу заказывали отдельные семьи: на венчания и другие торжества, а также объединяя всех покровителей семьи на одной иконе.
Среди таких изделий важное место занимают иконы с патрональными святыми. Слово «патрон» переводится с латинского как «покровитель». Обычно духовным покровителем человека становился святой, в честь которого верующему давали имя при крещении.
Зачастую трудно понять, на каких иконах с избранными святыми написаны именно патроны конкретных людей. Точную информацию можно узнать лишь по записям и документам. К сожалению, у иконы из собрания музея не было вкладной надписи с историей создания. Поэтому исследователям не удалось установить, для каких нужд иконописец написал памятник: для домашнего Красного угла, для Божницы (места, куда поставлялись иконы семейного иконостаса: Спасителя, Пресвятой Богородицы и патрональных святых всех членов семьи) или для храма.
Но ученые все же склоняются к тому, что икону преподнесли в подарок какой-то конкретной семье, запечатлев ее покровителей. Святые тут выделены парами: две мужские и две женские фигуры. По бокам иконописец расположил святителя Василия Великого и Павла Исповедника: первый одет в архиерейское облачение с крещатым омофором, второй — в монашескую мантию. Женские образы — мученицы Татиана и Анастасия с крестами.
Еще в иконописи XVI–XVII веков распространился особый тип иконы с патрональными святыми в полный рост, когда фигуры занимают почти все пространство внутреннего поля (ковчега). Чаще всего такие изделия создавали в народной среде. В XVII–XIX веках провинциальная, в том числе северная, иконопись активно развивалась, главными заказчиками икон в этих регионах становились крестьяне.
В работах сельских мастеров часто можно увидеть соседство тонких художественных приемов с кустарным подходом. На иконе из собрания музея также сочетаются несколько разнородных черт. Художник выбрал благородный золотой фон и выполнил на нем тиснение — объемный узор. Рисунок ликов исполнен тонко и живо, но при этом живописные объемы написаны довольно упрощенно, плоскостно.
Среди таких изделий важное место занимают иконы с патрональными святыми. Слово «патрон» переводится с латинского как «покровитель». Обычно духовным покровителем человека становился святой, в честь которого верующему давали имя при крещении.
Зачастую трудно понять, на каких иконах с избранными святыми написаны именно патроны конкретных людей. Точную информацию можно узнать лишь по записям и документам. К сожалению, у иконы из собрания музея не было вкладной надписи с историей создания. Поэтому исследователям не удалось установить, для каких нужд иконописец написал памятник: для домашнего Красного угла, для Божницы (места, куда поставлялись иконы семейного иконостаса: Спасителя, Пресвятой Богородицы и патрональных святых всех членов семьи) или для храма.
Но ученые все же склоняются к тому, что икону преподнесли в подарок какой-то конкретной семье, запечатлев ее покровителей. Святые тут выделены парами: две мужские и две женские фигуры. По бокам иконописец расположил святителя Василия Великого и Павла Исповедника: первый одет в архиерейское облачение с крещатым омофором, второй — в монашескую мантию. Женские образы — мученицы Татиана и Анастасия с крестами.
Еще в иконописи XVI–XVII веков распространился особый тип иконы с патрональными святыми в полный рост, когда фигуры занимают почти все пространство внутреннего поля (ковчега). Чаще всего такие изделия создавали в народной среде. В XVII–XIX веках провинциальная, в том числе северная, иконопись активно развивалась, главными заказчиками икон в этих регионах становились крестьяне.
В работах сельских мастеров часто можно увидеть соседство тонких художественных приемов с кустарным подходом. На иконе из собрания музея также сочетаются несколько разнородных черт. Художник выбрал благородный золотой фон и выполнил на нем тиснение — объемный узор. Рисунок ликов исполнен тонко и живо, но при этом живописные объемы написаны довольно упрощенно, плоскостно.