Иконы-привески с изображением святого Никиты, побивающего беса, являются артефактом периода русского Средневековья, который довольно часто встречается археологам. В народе такие изображения получили названия Бесогоны.
Эти иконки воспроизводят один и тот же сюжет из византийского апокрифа. Сын царя Максимилиана Никита принял христианскую веру, чем вызвал недовольство своего отца-язычника. Отец бросил сына в темницу, где тот испытывал различные мучения. В темнице к Никите явился бес, который принял ангельский облик и стал его убеждать отказаться от веры, чтобы перестать терпеть истязания.
Никита усомнился в ложном вестнике и стал молиться Господу. К сыну Максимилиана явился архангел Михаил, который сказал ангела испытать. Тогда Никита схватил беса и цепями, в которые был закован, побил его. Дьявольская сущность была вскрыта, а сам бес — изгнан.
Этот сюжет имел большую популярность. Святой Никита приобрел славу защитника человека от демонов и бесов. Известны молитвы, в которых люди обращались к святому за помощью. Наиболее раннее изображение Никиты, побивающего беса, относится к XII столетию. Однако пик его популярности среди русских мастеров пришелся на период с XIV по XVII век. Изображения Никиты можно было встретить на иконах, иконках-привесках, его выполняли на камне и других материалах.
В XVII веке житие Никиты, побивающего беса, было признано апокрифом, то есть текстом, который не является священным, и попало в число тех христианских книг, которые были запрещены к чтению. С тех пор количество крестов и икон с ним резко сократилось, а его почитание осталось только в старообрядческих общинах.
На иконе-привеске из коллекции музея изображен Никита с нимбом вокруг головы. Одна рука его поднята вверх, в ней он держит вытянутый предмет, это может быть меч или палка. Другая рука схватила беса и крепко его держит, одной ногой Никита беса попирает. Сам Никита изображен в короткой туникообразной одежде и плаще. За спиной святого можно различить полосу, которая, вероятно, обозначает темницу.
Эти иконки воспроизводят один и тот же сюжет из византийского апокрифа. Сын царя Максимилиана Никита принял христианскую веру, чем вызвал недовольство своего отца-язычника. Отец бросил сына в темницу, где тот испытывал различные мучения. В темнице к Никите явился бес, который принял ангельский облик и стал его убеждать отказаться от веры, чтобы перестать терпеть истязания.
Никита усомнился в ложном вестнике и стал молиться Господу. К сыну Максимилиана явился архангел Михаил, который сказал ангела испытать. Тогда Никита схватил беса и цепями, в которые был закован, побил его. Дьявольская сущность была вскрыта, а сам бес — изгнан.
Этот сюжет имел большую популярность. Святой Никита приобрел славу защитника человека от демонов и бесов. Известны молитвы, в которых люди обращались к святому за помощью. Наиболее раннее изображение Никиты, побивающего беса, относится к XII столетию. Однако пик его популярности среди русских мастеров пришелся на период с XIV по XVII век. Изображения Никиты можно было встретить на иконах, иконках-привесках, его выполняли на камне и других материалах.
В XVII веке житие Никиты, побивающего беса, было признано апокрифом, то есть текстом, который не является священным, и попало в число тех христианских книг, которые были запрещены к чтению. С тех пор количество крестов и икон с ним резко сократилось, а его почитание осталось только в старообрядческих общинах.
На иконе-привеске из коллекции музея изображен Никита с нимбом вокруг головы. Одна рука его поднята вверх, в ней он держит вытянутый предмет, это может быть меч или палка. Другая рука схватила беса и крепко его держит, одной ногой Никита беса попирает. Сам Никита изображен в короткой туникообразной одежде и плаще. За спиной святого можно различить полосу, которая, вероятно, обозначает темницу.