«Новозаветная Троица» — одно из неканонических изображений Святой Троицы. В русской иконографии оно появляется с середины XVIII века под влиянием католицизма.
Три лица Троицы на иконе представлены не в виде традиционных трех ангелов, а в образах сидящих рядом Спасителя, Бога Отца и парящего между ними Святого Духа в обличии голубя. В зависимости от расположения фигур различается несколько иконографических вариантов новозаветной Троицы. На этой иконе представлена композиция «Сопрестолие», которая содержит фронтальное изображение двух фигур на облаках, вместо более распространенного типа «Отечество».
Изображение Бога Отца находится в правой части иконы. Он представлен в образе старца в белом хитоне и красном гиматии. Бог Отец держит правую руку в жесте благословения, а левой придерживает державу. В левой части иконы изображен Иисус Христос в красном хитоне и синем гиматии. Правой рукой он придерживает стоящий большой деревянный крест, левой — закрытое Евангелие. Нимб Иисуса Христа крестчатый, с тонкой желтой обводкой. Дух Святой здесь трактуется как воплощение любви между Богом Отцом и Богом Сыном.
Образ голубя как воплощения Святого Духа был официально закреплен Отцами Церкви на соборе в Константинополе в 536 году. В Евангелии говорится, что Святой Дух явился в виде голубя и указал на Христа. Дух Святой сходит на Иисуса после Крещения в виде голубя. Своих учеников Спаситель призывал быть смиренными и кроткими, точно голуби. Именно голубь принес Ною в ковчег весть об окончании потопа, держа в клюве оливковую ветвь.
Среди множества вариантов изображения этого сюжета
таганрогская «Троица» выделяется четкостью, строгостью, лаконичностью. Здесь
применена цветовая гамма преимущественно холодных и сдержанных тонов.
Подобный колорит в сочетании с особой техникой письма иконы отличает
ее от других произведений коллекции. Икона «Новозаветная Троица»
почитаема в народе и украшает многие храмы. Икона как бы
«очеловечивает» Божество, приближает Бога к людям, показывая его
во плоти человеческой.