Икона Спас Нерукотворный (Спас на убрусе) изготовлена в конце 1890-х годов в Москве «Акционерным обществом В.В. Бонакер». Фабрика Бонакер принадлежала иностранным инвесторам и была одним из самых известных в России производителей жестяных изделий. Основанная в 1890 году, фирма занималась производством икон из жести. Для создания святых образов приглашали лучших мастеров Москвы и Палеха. В начале XX века компания фактически владела монополией на выпуск икон из жести, но после революции 1917 года производство жестяных икон прекратилось.
Нерукотворный образ традиционно считался свидетельством Боговоплощения. Такая икона понимались как изображение, чудесно возникшее без участия художника, то есть созданное самим Богом. Рассказ о возникновении Нерукотворного Образа Христа содержится в «Церковной истории» Евагрия Схоластика VI века. Согласно восточному преданию начала III века, больной царь Эдессы Авгарь послал своего слугу с письмом к Иисусу Христу, приглашая Спасителя прийти и исцелить его. Также он поручил ему написать красками лик Христа. Посланец царя попытался исполнить просьбу, но не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от лика. Тогда Сам Христос, умывшись, отер свое лицо платом (убрусом), на котором чудесным образом запечатлелось его изображение. Плат, принесенный в Эдессу, оказался чудотворным, и царь Авгарь исцелился, а его подданные приняли христианство. Письмо Христа к Авгарю и Нерукотворный образ сохранялись в Эдессе как реликвии.
С XII века изображение Спаса Нерукотворного получило широкое распространение, в основном в храмовых росписях. Иконы Спаса Нерукотворного попали на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Выделяют несколько иконографические типов Нерукотворного образа: «Спас на убрусе», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии», где слово «чрепий» означает черепицу, кирпич. По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон окрашен темным, по сравнению с убрусом, цветом.