Икона «Господь Вседержитель» (Спас Оплечный) поступила в Мордовский краеведческий музей в 1970 году из Музея народного зодчества и быта села Макаровки. Икона называется «Спас Оплечный», потому что Христос изображен на ней в «усеченном» варианте, то есть по плечи. Этот вид иконографии пришел в Россию из Византии, где он был очень популярен в XIV веке. В русской иконописи Спас Оплечный появился гораздо позднее, большинство сохранившихся икон датированы XVI и XVII веками.
Нередко подобные иконы занимали центральное место в Деисусе — группе из трех образов, где посередине располагался Христос, слева от него Богородица, а справа Иоанн Креститель. Оплечные прориси — контурные рисунки, скопированные с икон XVII века, можно найти в Сийском иконописном подлиннике — собрании образцов канонических изображений.
Стиль написания иконы «Господь Вседержитель» указывает на то, что она была скопирована с оригинала, датированного XVI или XVII веком. Голова Иисуса создана по классической схеме древнерусской иконописи, цветовые переходы (вохрения) мягкие, выполнены практически без применения белил. Но все-таки икона «Господь Вседержитель» является копией. Об этом свидетельствуют несколько характерных признаков: резкие очертания нижних век, надбровных дуг и линии ключиц, а также отсутствие бликов (оживок), которые придают лику более выразительный завершенный вид, как бы оживляя изображение.
Голова Христа на иконе «Господь Вседержитель» немного наклонена влево, взгляд созерцательный, но печальный, нижняя губа поджата, выражение лика скорбное, поэтому образ вызывает чувство горечи и сострадания. Иисус, созданный неизвестным иконописцем, предстает перед нами скорбящим о людских прегрешениях, но всепрощающим, любящим и милостивым. При долгом взгляде на эту икону невольно проникаешься чувством смирения, вместе с Христом отстраняешься от повседневной суеты, умиротворяешься и успокаиваешься.
Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что внутри нимба отсутствует четко обозначенный, характерный для Спасителя крест, и у иконы нет традиционного контрастного обрамления. Это можно объяснить тем, что «Господь Вседержитель» изначально создавался под оклад, который закрывал фон, поля и часть нимба. Такие оклады были широко распространены в XVI и XVII веках, а также в более позднее время у старообрядцев, которым и принадлежала данная икона. Еще одним доказательством в пользу этой версии служат следы от гвоздей, их можно рассмотреть на фотографиях памятника, сделанных при его поступлении на реставрацию.
Нередко подобные иконы занимали центральное место в Деисусе — группе из трех образов, где посередине располагался Христос, слева от него Богородица, а справа Иоанн Креститель. Оплечные прориси — контурные рисунки, скопированные с икон XVII века, можно найти в Сийском иконописном подлиннике — собрании образцов канонических изображений.
Стиль написания иконы «Господь Вседержитель» указывает на то, что она была скопирована с оригинала, датированного XVI или XVII веком. Голова Иисуса создана по классической схеме древнерусской иконописи, цветовые переходы (вохрения) мягкие, выполнены практически без применения белил. Но все-таки икона «Господь Вседержитель» является копией. Об этом свидетельствуют несколько характерных признаков: резкие очертания нижних век, надбровных дуг и линии ключиц, а также отсутствие бликов (оживок), которые придают лику более выразительный завершенный вид, как бы оживляя изображение.
Голова Христа на иконе «Господь Вседержитель» немного наклонена влево, взгляд созерцательный, но печальный, нижняя губа поджата, выражение лика скорбное, поэтому образ вызывает чувство горечи и сострадания. Иисус, созданный неизвестным иконописцем, предстает перед нами скорбящим о людских прегрешениях, но всепрощающим, любящим и милостивым. При долгом взгляде на эту икону невольно проникаешься чувством смирения, вместе с Христом отстраняешься от повседневной суеты, умиротворяешься и успокаиваешься.
Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что внутри нимба отсутствует четко обозначенный, характерный для Спасителя крест, и у иконы нет традиционного контрастного обрамления. Это можно объяснить тем, что «Господь Вседержитель» изначально создавался под оклад, который закрывал фон, поля и часть нимба. Такие оклады были широко распространены в XVI и XVII веках, а также в более позднее время у старообрядцев, которым и принадлежала данная икона. Еще одним доказательством в пользу этой версии служат следы от гвоздей, их можно рассмотреть на фотографиях памятника, сделанных при его поступлении на реставрацию.