Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Исторический зал XVI — начала XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона Богоматери Казанская

Время создания
середина – вторая половина XIX века
Размер
48,5x38,5 см
Техника
дерево, бумага, левкас, золото листовое, серебро листовое, темпера, лак
1
Открыть в приложении
#1
Мастера Московских или подмосковных старообрядческих иконописных мастерских
Икона Богоматери Казанская
#5
В Мордовский краеведческий музей Казанская икона Богоматери была передана в 2000 году. До этого момента она находилась в Музее народного зодчества и быта, расположенном в селе Макаровка, куда поступила в 1970 году в ходе экспедиции по Мордовии. Изначальное происхождение иконы не установлено. Известно, что этот шедевр относится к середине — второй половине XIX века. Его авторами предположительно выступают иконописцы из московских или подмосковных старообрядческих мастерских. На это указывают некоторые косвенные признаки.

Изначально икона была написана на листовом серебряном фоне. Благодаря желтому лаковому покрытию он выглядел, как золотой. То же касается исполнения нимбов. Отсутствие ковчега — углубленного среднего поля — отчасти указывает на то, что икону писали старообрядцы поповского толка. Беспоповцы бесковчежных образов, как правило, не принимали.

В целом икона была создана в соответствии каноническим древнерусским образцам. Общая ее стилистика характерна для аналогичных работ XVII века. В моделировке использованы традиционные плави светлой охрой по темному санкирю. Большое внимание уделено ликам, они живые и выразительные. Богоматерь задумчива и печальна, но в то же время величественна и спокойна. Так же спокойно и милостиво взирает с иконы и Богомладенец.

Первоначальная опушь практически полностью исчезла, однако ее остатки просматриваются на верхнем и левом краях доски. За время своего существования икона подвергалась неоднократному поновлению, включая тонировку утраченных фрагментов и перепись полей. В ходе современной реставрации полям был возвращен изначальный золотистый цвет.

При поступлении иконы в музей на ней были обнаружены следы от ткани, закрывающей тыльную сторону доски. На нижней ее части находилась рубленая ручка, прикрепленная посредством кованых гвоздей. Наличие данных атрибутов свидетельствует о том, что образ использовался как выносной.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых российскими православными. Ее появление датируется 8 июля 1579 года. По преданию, образ был обретен в Казани с помощью девятилетней девочки Матроны. Ей трижды во сне являлась Божья Матерь, указывающая на пепелище некого дома. Матрона рассказала о чудесном видении священнику Ермолаю, после чего в указанном месте действительно была обнаружена данная икона.

Дальнейшая судьба образа непосредственно связана с рядом знаменательных исторических событий. В Смутное время, в конце XVI — начале XVII века, на Русь пришли поляки и захватили Москву. Тогда духовным лидером русского сопротивления был патриарх Гермоген. По его благословению из Казани был доставлен обретенный образ Богородицы, ставший главной святыней ополченцев.

В первом месяце весны 1612 года под предводительством нижегородца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского русское ополчение двинулось на Москву. В походе участвовала и икона Богоматери, вдохновляющая православное воинство на освобождение Руси от захватчиков-иноверцев. Осенью того же года столица была полностью очищена от польских войск.

По указу государя Михаила Федоровича Романова и с благословения патриарха Филарета, в память об освобождении Москвы был учрежден специальный церковный праздник. Полагалось ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю) совершать в столице чествование иконы Божьей Матери с крестным ходом. В Казани торжества по поводу обретения образа проводились 21 июля по новому стилю. С 1649 года, по велению царя Алексея Михайловича, эти локальные праздники получили статус общероссийских.
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона Богоматери Казанская

Время создания
середина – вторая половина XIX века
Размер
48,5x38,5 см
Техника
дерево, бумага, левкас, золото листовое, серебро листовое, темпера, лак
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%