Икону Богоматери «Знамение» создал неизвестный иконописец в первой четверти XVIII века. В знак уважения к образу и для того, чтобы защитить его от сырости и солнечных лучей, живописное изображение поместили в драгоценный оклад из серебра с позолотой. Он покрывает почти всю поверхность иконы: видны только лики и кисти рук Богоматери и Младенца, а также лики и фигуры святых, которые расположились на боковых полях. Оклад украшен вставками из цветной эмали и драгоценных камней: аметиста, альмандина, жемчуга, кварца.
Верхнее и нижнее поля оклада заполнены рельефным растительным орнаментом. По бокам от основного изображения расположились фигуры святых — великомучеников Георгия и Иакова Перского, преподобного Онуфрия Египетского и Макария Римлянина.
Икона принадлежала Александру Меншикову — государственному деятелю XVIII столетия, фавориту и сподвижнику Петра Великого, фактическому правителю России при Екатерине I. В конце 1720-х годов Меншикова в результате придворных интриг обвинили в злоупотреблениях и казнокрадстве, арестовали, лишили наград, титулов и имущества, а затем сослали с семьей в Сибирь, в город Березов. Незадолго до смерти Александр Меншиков благословил своего сына Александра именно этой иконой. Об этом говорит надпись на металлической пластинке — дробнице: «Сей образъ при кончине своей его светлость кнзь Александръ Данилович Меншиковъ благословилъ сна своего кнзь Александра Александровича Меншикова в лето от Рождества Хрстова 1729 ноембрия в … день». Число написано неразборчиво — вероятно, 3 или 10.
Образ, который принадлежал Меншикову, — точная копия древней иконы «Знамение». Она, по преданию, помогла снять вражескую осаду с Новгорода в 1170 году. Город тогда окружили войска суздальского князя Андрея Боголюбского, который хотел наказать новгородцев за незаконный сбор дани. Предание гласит, что Богородица явилась во сне архиепископу и велела вынести ее образ на городскую стену. Когда в икону попала вражеская стрела, из глаз Богоматери якобы покатились слезы. Это зрелище привело суздальских воинов в ужас, и они бежали. В память об этом событии в XII веке архиепископ Иоанн установил праздник в честь иконы Знамения. Русская православная церковь и сейчас отмечает его 27 ноября.
Верхнее и нижнее поля оклада заполнены рельефным растительным орнаментом. По бокам от основного изображения расположились фигуры святых — великомучеников Георгия и Иакова Перского, преподобного Онуфрия Египетского и Макария Римлянина.
Икона принадлежала Александру Меншикову — государственному деятелю XVIII столетия, фавориту и сподвижнику Петра Великого, фактическому правителю России при Екатерине I. В конце 1720-х годов Меншикова в результате придворных интриг обвинили в злоупотреблениях и казнокрадстве, арестовали, лишили наград, титулов и имущества, а затем сослали с семьей в Сибирь, в город Березов. Незадолго до смерти Александр Меншиков благословил своего сына Александра именно этой иконой. Об этом говорит надпись на металлической пластинке — дробнице: «Сей образъ при кончине своей его светлость кнзь Александръ Данилович Меншиковъ благословилъ сна своего кнзь Александра Александровича Меншикова в лето от Рождества Хрстова 1729 ноембрия в … день». Число написано неразборчиво — вероятно, 3 или 10.
Образ, который принадлежал Меншикову, — точная копия древней иконы «Знамение». Она, по преданию, помогла снять вражескую осаду с Новгорода в 1170 году. Город тогда окружили войска суздальского князя Андрея Боголюбского, который хотел наказать новгородцев за незаконный сбор дани. Предание гласит, что Богородица явилась во сне архиепископу и велела вынести ее образ на городскую стену. Когда в икону попала вражеская стрела, из глаз Богоматери якобы покатились слезы. Это зрелище привело суздальских воинов в ужас, и они бежали. В память об этом событии в XII веке архиепископ Иоанн установил праздник в честь иконы Знамения. Русская православная церковь и сейчас отмечает его 27 ноября.