Каменная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская — уникальный экспонат в коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Это единственная известная каменная икона XV века. Вероятно, к ее созданию был причастен зодчий Василий Ермолин, который работал в Троице-Сергиевом монастыре в 1460–1470-е годы. Ермолину также приписывается создание каменных статуй святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на Фроловской (Спасской) башне Московского Кремля.
В 1469 году Василий Ермолин построил в Троице-Сергиевом монастыре каменные здания трапезной и поварни — так раньше называли помещение для приготовления пищи. Вероятно, тогда же была изготовлена и каменная икона Богоматери.
Иконографический тип «Одигитрия» (в переводе с греческого — «Путеводительница») — один из самых распространенных образов Богородицы. На таких иконах ее изображают с сидящим на ее коленях младенцем Иисусом. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а Богоматерь указывает на Христа.
В русском искусстве объемные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых встречались нечасто. Статуи и барельефы в большей степени были характерны для католических храмов. Стилистика этого образа Божией Матери свидетельствует о западном влиянии, которое также выражено и в сохранившейся статуе Святого Георгия Победоносца. Доподлинно авторство этих двух произведений установить пока не удалось.
Согласно монастырским описям 1641 и 1701 годов, икона находилась в иконостасе Троицкого собора. В 1730 году другой источник отмечал, что этот образ располагался на стене одной из каменных палат, выстроенных Василием Ермолиным. Записи с рассказами монастырских старожилов говорили о том, что в 1730 году от иконы исцелился псаломщик Кузьма Матвеев, у которого «руки имелись пригнутые к спине и иссохли». Псаломщика представили во дворец императрицы Анны Иоанновны, где его осмотрели проверенные царицей эскулапы — доктора.
В честь чудотворной иконы сначала выстроили часовню, а в 1746–1748 годах — Смоленскую церковь Троице-Сергиевой лавры. Ее освятили в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1753 году. В этом храме каменная икона находилась до 1920 года, а потом поступила в музейное собрание.
Когда с образа сняли драгоценный оклад, оказалось, что головка младенца утрачена. Вероятно, она откололась в XVIII столетии, когда икону переносили со стены в храм. Вместо нее в икону была вставлена деревянная втулка, расписанная красками и покрытая толстым слоем мастики. В 1949 году икону передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Здесь к 1975 году воссоздали голову Иисуса Христа.
После возвращения из мастерских образ постоянно находится в исторической экспозиции музея.
В 1469 году Василий Ермолин построил в Троице-Сергиевом монастыре каменные здания трапезной и поварни — так раньше называли помещение для приготовления пищи. Вероятно, тогда же была изготовлена и каменная икона Богоматери.
Иконографический тип «Одигитрия» (в переводе с греческого — «Путеводительница») — один из самых распространенных образов Богородицы. На таких иконах ее изображают с сидящим на ее коленях младенцем Иисусом. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а Богоматерь указывает на Христа.
В русском искусстве объемные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых встречались нечасто. Статуи и барельефы в большей степени были характерны для католических храмов. Стилистика этого образа Божией Матери свидетельствует о западном влиянии, которое также выражено и в сохранившейся статуе Святого Георгия Победоносца. Доподлинно авторство этих двух произведений установить пока не удалось.
Согласно монастырским описям 1641 и 1701 годов, икона находилась в иконостасе Троицкого собора. В 1730 году другой источник отмечал, что этот образ располагался на стене одной из каменных палат, выстроенных Василием Ермолиным. Записи с рассказами монастырских старожилов говорили о том, что в 1730 году от иконы исцелился псаломщик Кузьма Матвеев, у которого «руки имелись пригнутые к спине и иссохли». Псаломщика представили во дворец императрицы Анны Иоанновны, где его осмотрели проверенные царицей эскулапы — доктора.
В честь чудотворной иконы сначала выстроили часовню, а в 1746–1748 годах — Смоленскую церковь Троице-Сергиевой лавры. Ее освятили в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1753 году. В этом храме каменная икона находилась до 1920 года, а потом поступила в музейное собрание.
Когда с образа сняли драгоценный оклад, оказалось, что головка младенца утрачена. Вероятно, она откололась в XVIII столетии, когда икону переносили со стены в храм. Вместо нее в икону была вставлена деревянная втулка, расписанная красками и покрытая толстым слоем мастики. В 1949 году икону передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Здесь к 1975 году воссоздали голову Иисуса Христа.
После возвращения из мастерских образ постоянно находится в исторической экспозиции музея.