Икона «Благовещение» относится к работам, созданным в период расцвета ярославской иконописной школы в XVII столетии. Она попала в Саратов в середине прошлого века, когда ярославские коллекции были распределены по собраниям советских музеев. Это было сделано, чтобы сохранить памятники и пополнить местные коллекции произведениями темперной живописи.
Иконы находились в плохом состоянии, большинство из них были заклеены тонкой бумагой, фиксирующей живописный слой. Реставрация многих церковно-художественных памятников заняла длительное время как у местных, так и у московских специалистов.
В этой иконе «Благовещение» ощущается влияние западноевропейской гравюры на ярославскую живопись. Одна из основных черт искусства того времени — творческое прочтение традиционных иконографических типов. Так и образ из собрания музея имеет ряд авторских особенностей.
«Благовещение с книгой» — один из базовых типов изображения (изводов) данного сюжета. Церковное предание гласит, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением книги пророка Исаии. Поэтому чаще всего на раскрытых страницах изображались его пророческие слова: «Се, Дева во чреве примет…». В нашем случае книга раскрыта на словах из хвалебной песни Девы Марии: «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46–55).
Иконография «Благовещения» с тремя Архангелами появляется на образах второй половины XVII века и встречается все чаще в следующем столетии. Ее возникновение связано со стремлением иконописца воплотить весь текст об этом событии, описанный в Евангелии от Луки. Поэтому в икону были введены дополнительные подробности: благословение Саваофом Архангела Гавриила и изображение «отошедшего» Архангела, держащего палец возле губ в знак «молчания».
Композиция получилась сложной, состоящей из первого плана, поделенного декоративными колонками на три части, и фрагмента за облаками. В целом архитектурные включения играли в данном произведении значимую роль: они не только демонстрировали поэтапность происходящего, с их помощью иконописец пытался построить пространство иконы. Также для этого был использован известный прием ярославских иконописцев второй половины XVII века — размещение сцен и персонажей в рамочках-арочках.
Иконы находились в плохом состоянии, большинство из них были заклеены тонкой бумагой, фиксирующей живописный слой. Реставрация многих церковно-художественных памятников заняла длительное время как у местных, так и у московских специалистов.
В этой иконе «Благовещение» ощущается влияние западноевропейской гравюры на ярославскую живопись. Одна из основных черт искусства того времени — творческое прочтение традиционных иконографических типов. Так и образ из собрания музея имеет ряд авторских особенностей.
«Благовещение с книгой» — один из базовых типов изображения (изводов) данного сюжета. Церковное предание гласит, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением книги пророка Исаии. Поэтому чаще всего на раскрытых страницах изображались его пророческие слова: «Се, Дева во чреве примет…». В нашем случае книга раскрыта на словах из хвалебной песни Девы Марии: «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46–55).
Иконография «Благовещения» с тремя Архангелами появляется на образах второй половины XVII века и встречается все чаще в следующем столетии. Ее возникновение связано со стремлением иконописца воплотить весь текст об этом событии, описанный в Евангелии от Луки. Поэтому в икону были введены дополнительные подробности: благословение Саваофом Архангела Гавриила и изображение «отошедшего» Архангела, держащего палец возле губ в знак «молчания».
Композиция получилась сложной, состоящей из первого плана, поделенного декоративными колонками на три части, и фрагмента за облаками. В целом архитектурные включения играли в данном произведении значимую роль: они не только демонстрировали поэтапность происходящего, с их помощью иконописец пытался построить пространство иконы. Также для этого был использован известный прием ярославских иконописцев второй половины XVII века — размещение сцен и персонажей в рамочках-арочках.