В православной иконографической традиции существует много изводов с изображением Спасителя. Самыми любимыми издавна были Спас Нерукотворный и Спас Вседержитель. Именно образ Господа Вседержителя чаще всего находится в центральной части купола православных храмов. Встречается он и как одиночная икона, и в составе деисусных чинов.
Фигура Иисуса, восседающего на троне, пишется всегда строго фронтально, в полный рост, по пояс или огрудно. Персты правой руки сложены в именословном благословении, образуя греческие литеры IC XC; в левой руке может быть изображен свиток, Евангелие или знак высшей власти — скипетр и держава (с крестом или без него). Голову Спасителя иногда венчает корона, в руках может быть как одна только держава, так и держава со скипетром. Сочетание простых одежд и знаков царской власти, в том числе трона, отсылает к Откровению Иоанна Богослова, к словам, что Суд будет творить Христос, потому что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» как Сыну человеческому (Ин. 5:22).
Неизменной остается цветовая символика одежд: красный хитон и голубой или синий гиматий. Голубой (синий) цвет традиционно означает небесное, божественное начало. Символика красного цвета многообразна: это и цвет жертвенной крови, и цвет царского одеяния. Вместе эти цвета означают единение божественной сути и человеческого воплощения Христа.
К иконе Вседержителя принято прибегать в поисках веры и утешения, помощи в преодолении трудностей, мира в семье, обретения гармонии и выражения радости и благодарности.
Традиционно иконы положено было размещать в красном углу в восточной части комнаты — так, чтобы все члены семьи могли свободно разместиться перед святыми образами, собираясь на молитву. Красный угол содержали в чистоте и старались как-то украсить к церковным праздникам. По соседству с иконами не должны были стоять светские книги, фотографии и картины.
Сложилась определенная иерархия размещения образов в домашнем иконостасе. Центральное место должно было быть отведено ликам Богоматери и Иисуса Христа. Выше устраивали икону Святой Троицы, по бокам — именные иконы или образы святых, особенно почитаемых в семье.
Фигура Иисуса, восседающего на троне, пишется всегда строго фронтально, в полный рост, по пояс или огрудно. Персты правой руки сложены в именословном благословении, образуя греческие литеры IC XC; в левой руке может быть изображен свиток, Евангелие или знак высшей власти — скипетр и держава (с крестом или без него). Голову Спасителя иногда венчает корона, в руках может быть как одна только держава, так и держава со скипетром. Сочетание простых одежд и знаков царской власти, в том числе трона, отсылает к Откровению Иоанна Богослова, к словам, что Суд будет творить Христос, потому что «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» как Сыну человеческому (Ин. 5:22).
Неизменной остается цветовая символика одежд: красный хитон и голубой или синий гиматий. Голубой (синий) цвет традиционно означает небесное, божественное начало. Символика красного цвета многообразна: это и цвет жертвенной крови, и цвет царского одеяния. Вместе эти цвета означают единение божественной сути и человеческого воплощения Христа.
К иконе Вседержителя принято прибегать в поисках веры и утешения, помощи в преодолении трудностей, мира в семье, обретения гармонии и выражения радости и благодарности.
Традиционно иконы положено было размещать в красном углу в восточной части комнаты — так, чтобы все члены семьи могли свободно разместиться перед святыми образами, собираясь на молитву. Красный угол содержали в чистоте и старались как-то украсить к церковным праздникам. По соседству с иконами не должны были стоять светские книги, фотографии и картины.
Сложилась определенная иерархия размещения образов в домашнем иконостасе. Центральное место должно было быть отведено ликам Богоматери и Иисуса Христа. Выше устраивали икону Святой Троицы, по бокам — именные иконы или образы святых, особенно почитаемых в семье.