Лесные ненцы — малочисленный этнос, представители которого живут на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Это кочевой народ с уникальной культурой и традициями. С давних времени лесные ненцы обеспечивают себя предметами быта самостоятельно. Женщины делают нитки из оленьих сухожилий, обрабатывают шкуры и шьют теплую одежду и обувь для всей семьи. Мужчины изготавливают снаряды для охоты на дикого зверя и нарты для кочевой жизни, деревянную кухонную утварь и колыбели для детей. Необычные детские игрушки, сделанные своими руками — часть традиционной материальной и духовной культуры лесных ненцев.
У северных народов много занимательных детских игр. Они не только развлекают, но и развивают мелкую моторику и логику, учат традиционным видам деятельности — будь то охота или оленеводство, объясняют мир вокруг — времена года, явления природы и другие вещи. Через игры малыши открывают ценности своего народа и осознают причастность к ним.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлены традиционные ненецкие игрушки, переданные музею Валерием Пяком, жителем стойбища, расположенного на территории Пуровского района, в долине реки Пур. Одна из них называется «выл, су» — в переводе с языка лесных ненцев означает шум ветра. Тундровые ненцы называют ее «вывко» — жужжалка.
В недавнем прошлом эта игрушка представляла собой небольшую квадратную или прямоугольную дощечку, сквозь два отверстия которой была продета прочная нитка из оленьего сухожилия, образующая петлю. Со временем внешний вид «выл, су» немного изменился — теперь это овальная дощечка все с теми же двумя дырочками в центре. Чтобы привести игрушку в действие, петлю растягивают двумя руками, а потом скручивают и еще раз резко растягивают. Дощечка начинает вертеться как пропеллер и издавать звук, похожий на завывание ветра, поэтому дети называют ее «песня ветра» или «шум ветра». Считается, что когда-то игрушка «выл, су» была музыкальным шумовым инструментом — с его помощью вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару.
У северных народов много занимательных детских игр. Они не только развлекают, но и развивают мелкую моторику и логику, учат традиционным видам деятельности — будь то охота или оленеводство, объясняют мир вокруг — времена года, явления природы и другие вещи. Через игры малыши открывают ценности своего народа и осознают причастность к ним.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлены традиционные ненецкие игрушки, переданные музею Валерием Пяком, жителем стойбища, расположенного на территории Пуровского района, в долине реки Пур. Одна из них называется «выл, су» — в переводе с языка лесных ненцев означает шум ветра. Тундровые ненцы называют ее «вывко» — жужжалка.
В недавнем прошлом эта игрушка представляла собой небольшую квадратную или прямоугольную дощечку, сквозь два отверстия которой была продета прочная нитка из оленьего сухожилия, образующая петлю. Со временем внешний вид «выл, су» немного изменился — теперь это овальная дощечка все с теми же двумя дырочками в центре. Чтобы привести игрушку в действие, петлю растягивают двумя руками, а потом скручивают и еще раз резко растягивают. Дощечка начинает вертеться как пропеллер и издавать звук, похожий на завывание ветра, поэтому дети называют ее «песня ветра» или «шум ветра». Считается, что когда-то игрушка «выл, су» была музыкальным шумовым инструментом — с его помощью вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару.