С начала XIX века в деревне Вырково Касимовского района и ее окрестностях производили глиняные игрушки. Гончарным искусством занимались в каждой вырковской семье — и мужчины, и женщины, и дети. Например, деревенских мальчиков учили работать с глиной с 11 лет.
Расцвет гончарного мастерства в деревне Вырково пришелся на 1930-е годы. Среди всех глиняных изделий особенно выделялись игрушки. Они различались по сюжетам: одни мастера лепили животных, другие — фантастические сценки из фольклорных произведений. Иногда художники обращались к жанровым композициям — сценкам пляски, борьбы, ярмарочных гуляний.
Постепенно местные жители занимались этим ремеслом все реже, последние вырковские художники Иван Листов и Иван Есин работали до 1960-х годов. Они создавали глиняные вырковские игрушки по заказу российских музеев и коллекционеров.
В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится вырковская игрушка работы Ивана Листова. Она изображает коричневую лошадь. Автор слепил ее из красной глины, которую добывают в окрестностях деревни.
Вырковские игрушки, как и посуду местных мастеров, сушили в русских печах на сковородах. Затем украшали светло-коричневой поливой — жидкой глазурью, которую готовили из смеси свинцового сурика, купороса и воды. Наносить поливу было сложно, она часто ложилась пятнами, но естественные подтеки напоминали пятнистую окраску животных. После этого игрушки обжигали в горнах — гончарных печах.
Большинство вырковских игрушек были свистульками, которые подражали звукам животных. Например, фигурка свиньи издавала звук, похожий на хрюканье, а петух кукарекал.
Глиняные игрушки, которые создавали в деревне Вырково, не отличались особым изяществом. Нарочитая грубоватость была их особенной чертой. Например, коричневую лошадь Иван Листов изобразил в неестественной позе: ее ноги широко расставлены в стороны, а линии тела скруглены.
К концу XX века гончарное искусство в деревне Вырково перестало существовать. Сейчас вырковские игрушки представлены в экспозициях Русского музея в Санкт-Петербурге, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и Касимовского историко-культурного музея-заповедника.
Расцвет гончарного мастерства в деревне Вырково пришелся на 1930-е годы. Среди всех глиняных изделий особенно выделялись игрушки. Они различались по сюжетам: одни мастера лепили животных, другие — фантастические сценки из фольклорных произведений. Иногда художники обращались к жанровым композициям — сценкам пляски, борьбы, ярмарочных гуляний.
Постепенно местные жители занимались этим ремеслом все реже, последние вырковские художники Иван Листов и Иван Есин работали до 1960-х годов. Они создавали глиняные вырковские игрушки по заказу российских музеев и коллекционеров.
В коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится вырковская игрушка работы Ивана Листова. Она изображает коричневую лошадь. Автор слепил ее из красной глины, которую добывают в окрестностях деревни.
Вырковские игрушки, как и посуду местных мастеров, сушили в русских печах на сковородах. Затем украшали светло-коричневой поливой — жидкой глазурью, которую готовили из смеси свинцового сурика, купороса и воды. Наносить поливу было сложно, она часто ложилась пятнами, но естественные подтеки напоминали пятнистую окраску животных. После этого игрушки обжигали в горнах — гончарных печах.
Большинство вырковских игрушек были свистульками, которые подражали звукам животных. Например, фигурка свиньи издавала звук, похожий на хрюканье, а петух кукарекал.
Глиняные игрушки, которые создавали в деревне Вырково, не отличались особым изяществом. Нарочитая грубоватость была их особенной чертой. Например, коричневую лошадь Иван Листов изобразил в неестественной позе: ее ноги широко расставлены в стороны, а линии тела скруглены.
К концу XX века гончарное искусство в деревне Вырково перестало существовать. Сейчас вырковские игрушки представлены в экспозициях Русского музея в Санкт-Петербурге, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина и Касимовского историко-культурного музея-заповедника.