В коллекции музея хранится «касимовка» — двухрядная гармонь, которую придумали мастера Касимовского уезда Рязанской губернии в XIX веке. От других разновидностей гармоней она отличалась строением и звуковым рядом.
У «касимовки» было два ряда кнопок: по 21 или по 19, а у образцов из других городов — только один ряд. Благодаря этому гармонь имела расширенный диапазон звуков. С левой стороны клавиатуры располагались только басы, без полных аккордов. Последовательность «русского строя» с правой стороны была такой же, как и у остальных гармоней.
Гармонисты, которые привыкли играть на «касимовках», считали другие гармошки неподходящими. Поэтому часто музыканты из Мурома, Рязани, Коломны и других городов заказывали инструменты у мастеров из Касимова.
Доподлинно неизвестно, где появились первые гармони. По одной из версий, музыкальный инструмент изобрели в Германии. По другой — в Российской империи, его создал чешский мастер Франтишек Киршник в Санкт-Петербурге.
Однако сразу же после изобретения гармонь стала популярной в России. В 30-е годы XIX века ее можно было встретить во всех крупных городах страны; купцы, артисты, моряки привозили музыкальный инструмент из-за границы. Вскоре русские мастера начали его копировать, а затем совершенствовать — так появилась гармонь «русского строя». В ней планки с язычками перевернуты другой стороной к клапанам, поэтому при разжиме и сжиме меха получались другие звуки, нежели у иностранных инструментов.
Одним из центров производства гармоней в России был город Тула. Звуковые возможности классического «тульского» музыкального инструмента были ограничены: у него был только один ряд клавиш, которые соответствовали звукам. Тогда русские мастера разработали конструкцию двухрядной гармоники, и количество звуков и полутонов, которые издавал инструмент, увеличилось.
Помимо Касимова, двухрядные гармоники производили еще в нескольких местах. Например, в селе Бологое Петербургской губернии. Первый ряд правой клавиатуры их инструмента повторял схему тульской гармоники, а второй содержал звукоряд на кварту выше. Причем часть звуков первого ряда, извлекаемых при сжиме меха, дублировалась во втором при разжиме.
У «касимовки» было два ряда кнопок: по 21 или по 19, а у образцов из других городов — только один ряд. Благодаря этому гармонь имела расширенный диапазон звуков. С левой стороны клавиатуры располагались только басы, без полных аккордов. Последовательность «русского строя» с правой стороны была такой же, как и у остальных гармоней.
Гармонисты, которые привыкли играть на «касимовках», считали другие гармошки неподходящими. Поэтому часто музыканты из Мурома, Рязани, Коломны и других городов заказывали инструменты у мастеров из Касимова.
Доподлинно неизвестно, где появились первые гармони. По одной из версий, музыкальный инструмент изобрели в Германии. По другой — в Российской империи, его создал чешский мастер Франтишек Киршник в Санкт-Петербурге.
Однако сразу же после изобретения гармонь стала популярной в России. В 30-е годы XIX века ее можно было встретить во всех крупных городах страны; купцы, артисты, моряки привозили музыкальный инструмент из-за границы. Вскоре русские мастера начали его копировать, а затем совершенствовать — так появилась гармонь «русского строя». В ней планки с язычками перевернуты другой стороной к клапанам, поэтому при разжиме и сжиме меха получались другие звуки, нежели у иностранных инструментов.
Одним из центров производства гармоней в России был город Тула. Звуковые возможности классического «тульского» музыкального инструмента были ограничены: у него был только один ряд клавиш, которые соответствовали звукам. Тогда русские мастера разработали конструкцию двухрядной гармоники, и количество звуков и полутонов, которые издавал инструмент, увеличилось.
Помимо Касимова, двухрядные гармоники производили еще в нескольких местах. Например, в селе Бологое Петербургской губернии. Первый ряд правой клавиатуры их инструмента повторял схему тульской гармоники, а второй содержал звукоряд на кварту выше. Причем часть звуков первого ряда, извлекаемых при сжиме меха, дублировалась во втором при разжиме.