Хушпу — чувашский головной убор замужних женщин с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Верхний край остова хушпу покрывался кораллами, бисером, ниже чешуеобразно рядами нашивались серебряные монеты разных достоинств или медные жетончики и оловянные бляшки. Сзади головной убор имел длинный хвост, который также украшался бисером, монетами, тесьмой, медными жетончиками.
В старину хушпу был обязательным для каждой замужней женщины головным убором, без которого она не могла показаться на улицу. Об этом сообщают Петр Симон Паллас и все писавшие о чувашах авторы XVIII и XIX вв., называя его то «фушпу», то «кашпал», то «хошпа», то «хушпу». Они дают весьма разноречивые сведения об этом уборе, то описывая его шлемом, то «колпаком» бестулейным, то в виде усеченного конуса.
Хушпу замужней женщины были разной формы, но почти все они имели открытый верх, а также наспинную часть — прямую полосу холста, спускающуюся до уровня пояса. Хушпу, имеющий шлемовидную форму с небольшим отверстием в верхней части получил распространение у прибельских чувашей. Остов, изготовлялся из плотного материала, покрывался рядами бисера и монет. Смысловым и декоративным центром головного убора являлась полоса орнамента с геометрическими мотивами, проходящая по окружности головы — по верхней кромке хушпу.
На старинных образцах бисерное шитье было основным приемом декора, а монеты играли второстепенную роль, но уже в XIX веке бисерный декор имел небольшое значение и размещался лишь по краям, уступая место блестящим рядам серебра. Особое внимание уделялось круговому «обрамлению» лица. К наушникам и ремешкам одна над другой навешивались серебряные монеты, при этом внизу располагались крупные полтинники и рубли. Такая продуманная композиция создавала и определенное гармоничное звучание всех монет. Благодаря разнообразию материалов и приемов изготовления головной убор кажется живым и динамичным. Нежный перезвон серебра и переливчатые движения света по бисерным рядам придают особую, неповторимую выразительность этому шедевру народной культуры.
В старину хушпу был обязательным для каждой замужней женщины головным убором, без которого она не могла показаться на улицу. Об этом сообщают Петр Симон Паллас и все писавшие о чувашах авторы XVIII и XIX вв., называя его то «фушпу», то «кашпал», то «хошпа», то «хушпу». Они дают весьма разноречивые сведения об этом уборе, то описывая его шлемом, то «колпаком» бестулейным, то в виде усеченного конуса.
Хушпу замужней женщины были разной формы, но почти все они имели открытый верх, а также наспинную часть — прямую полосу холста, спускающуюся до уровня пояса. Хушпу, имеющий шлемовидную форму с небольшим отверстием в верхней части получил распространение у прибельских чувашей. Остов, изготовлялся из плотного материала, покрывался рядами бисера и монет. Смысловым и декоративным центром головного убора являлась полоса орнамента с геометрическими мотивами, проходящая по окружности головы — по верхней кромке хушпу.
Орнаментация нарядных головных уборов велась по единым правилам. Монеты с пробитыми отверстиями пришивали суровыми нитками, сохраняя подвижность. Нанизанный на нитку бисер крепили плотными горизонтальными рядами, создавая цветовое поле, как бы фон для главного орнаментального фриза, идущего по окружности головы.
На старинных образцах бисерное шитье было основным приемом декора, а монеты играли второстепенную роль, но уже в XIX веке бисерный декор имел небольшое значение и размещался лишь по краям, уступая место блестящим рядам серебра. Особое внимание уделялось круговому «обрамлению» лица. К наушникам и ремешкам одна над другой навешивались серебряные монеты, при этом внизу располагались крупные полтинники и рубли. Такая продуманная композиция создавала и определенное гармоничное звучание всех монет. Благодаря разнообразию материалов и приемов изготовления головной убор кажется живым и динамичным. Нежный перезвон серебра и переливчатые движения света по бисерным рядам придают особую, неповторимую выразительность этому шедевру народной культуры.