Сурпан — чувашский женский длинный полотенцеобразный убор из тонкого холста или ткани с украшенными тканым, вышитым орнаментом концами, обшитыми тесьмой и кружевом. Сурпаны носили замужние женщины, которые полностью закрывали голову, шею, а украшенные концовки спускали на спину. Считалось, если женщина выйдет «простоволосой» в сени, злой дух может схватить ее за косы и утащить наверх. «Засветить волосом», то есть выставить его наружу или пойти с открытой головой, — большой позор и грех. Считалось, что открытые волосы женщины приносят несчастье и вред. По обычаю, сурпан нужно было повязывать ранним утром, даже на выгон скота, иначе женщины считались неодетыми.
Сурпан низовых чувашей представлял собой полосу домотканого тонкого льняного холста, в разных районах различной длины и различно украшенную. Убор длиной мог доходить до 3 метров, шириной достигать 35 сантиметров. Во многих деревнях холст для сурпана был выткан с продольной красной каймой. На обоих концах пришивали полосы красной домотканины, где в браный или выборный узор добавлялась ещё вышивка или полоса яркой покупной материи, по которой также шла вышивка, сделанная очень часто тамбурным (в виде «цепочки») швом. Браная техника (от слова «брать», «выбирать») заключается в применении второго утка (система нитей, идущих поперек ткани), чаще всего цветного; узор проходил по всей ширине полотна и получался выпуклым, а с изнанки имел негативное отражение. Выборная техника — вид сложного переплетения, в котором узорный уток прокладывался не от кромки до кромки холста, а отдельными участками, часто различными по цвету. Элементы узора в тканях выборной техники располагались более свободно, оставляя большое пространство полотняного фона, чего никогда не было в браном ткачестве.
Для орнаментирования сурпанов часто использовалась техника узорного ткачества. Узор в виде ромбов или косых крестов обычно группировался в четкую симметричную композицию на белом или красном фоне. Геометрические узоры, выполнявшиеся чувашскими девушками на обычных деревянных станках, поражают точностью, сложностью и гармоничным взаимодействием форм и цвета.
Многоцветные узоры ткались шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14-15 цветов и оттенков узорной нити — красный, желтый, лимонный, ярко-зеленый, травянисто-зеленый. Если пестрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли черным и белыми.
Завершением сурпана служили белые кружева с зубцами (в редких случаях кружева были черными) или бахрома из цветных нитей.
Помимо хушпу низовые чувашки могли поверх сурпана голову наподобие чалмы обернуть более короткой головной повязкой — сурпан тутри с такими же, как и у сурпана орнаментированными концами.