Рукописная книга «Хронограф» (Гранограф) относится к XVII веку и была составлена неизвестным писцом. В книге 252 листа, написанных скорописью. Заголовки и стилизованные растительные орнаменты выделены красным цветом. Хронограф содержит пересказ библейских сюжетов от Адама до Всемирного потопа, пересказ истории Руси от Рюрика до крещения русского народа, а также выписки из произведения «Александрия» (описание жизни Александра Македонского, созданное в III веке в Египте). В книге присутствуют «владельческие записи» — подписи тех, кому она ранее принадлежала, в том числе ею владели несколько поколений одной семьи. Книга была приобретена музеем в магазине «Букинист» в 1983 году.
Хронографы — это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.
Расцвет хронографического жанра пришелся на XVII век. Учитывая все больший интерес русских людей к истории, в хронографы стали включать отрывки из западноевропейских исторических сборников. Также хронографы содержали сведения естественно-научного характера, в них пересказывались произведения античной литературы, христианские апокрифы и приводились выдержки из жития святых. Изложение данных историй отличалось яркой повествовательностью. Хронограф использовался людьми в том числе для занимательного чтения и должен был привлекать читателя увлекательностью историй.
В отличие от летописей, для которых самым важным была историческая правда и строжайшая документальность записей, рассказы в хронографах зачастую носили морализаторский оттенок, и политические события в них становились источником для богословских рассуждений.
Хронографы — это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.
Расцвет хронографического жанра пришелся на XVII век. Учитывая все больший интерес русских людей к истории, в хронографы стали включать отрывки из западноевропейских исторических сборников. Также хронографы содержали сведения естественно-научного характера, в них пересказывались произведения античной литературы, христианские апокрифы и приводились выдержки из жития святых. Изложение данных историй отличалось яркой повествовательностью. Хронограф использовался людьми в том числе для занимательного чтения и должен был привлекать читателя увлекательностью историй.
В отличие от летописей, для которых самым важным была историческая правда и строжайшая документальность записей, рассказы в хронографах зачастую носили морализаторский оттенок, и политические события в них становились источником для богословских рассуждений.