Деревянная храмовая скульптура — уникальное явление русского церковного искусства. Широкое распространение оно получило в Новгороде, Перми, Арзамасском уезде; в Балахнинском уезде также создавали свои деревянные скульптуры и горельефы.
Сегодня этот жанр практически утрачен. Подлинные барочные интерьеры с резными фигурами на иконостасах и отдельными скульптурными композициями можно встретить в единичных городских и сельских церквах.
В XVIII–XIX веках Священный Синод выступал против скульптур в храмах, однако на периферии запреты были не столь строгими.
Памятники допетровских времен сохраняют древние фольклорные мотивы. Нередко оформлением приходских церквей занимались умельцы из крестьян, в том числе резчики. Из-под их резцов обычно выходили изображения любимых христианских покровителей: Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы и других. Почти всегда мастер придавал им черты внешности своего народа.
Формировался этот вид искусства под влиянием скульпторов Русского Севера и, начиная с эпохи барокко, — католических веяний.
Обращаясь к образу Спасителя, мастера редко изображали Христа во Славе или Вседержителя. Чаще это «мужицкий» Бог, претерпевающий страдания за людей: «Страдающий Христос», «Христос во гробе» и особенно «Христос в темнице».
Существовал определенный канон этого последнего изображения. Спаситель, одетый только в начресленник, сидит на вертикальном постаменте, ноги в кандалах опираются на подставку; Его голова с вьющимися волосами устало опущена, глаза закрыты. Одну руку Иисус прижимает к прободенному ребру, другой касается головы в терновом венце. Скульптура высечена в человеческий рост из цельного куска дерева, изначально была раскрашена. Кровавые подтеки на голове из-под шипов венца и рубцы на теле Спасителя мастер прорисовывал темперой.
Представленный памятник датируется второй половиной XVIII века, имена резчиков неизвестны. Создание святых изображений считалось молитвенным делом, и мастера не ставили на них свои подписи.
В краеведческий музей города Балахны на постоянное хранение эта скульптура поступила 16 декабря 1982 года.
Сегодня этот жанр практически утрачен. Подлинные барочные интерьеры с резными фигурами на иконостасах и отдельными скульптурными композициями можно встретить в единичных городских и сельских церквах.
В XVIII–XIX веках Священный Синод выступал против скульптур в храмах, однако на периферии запреты были не столь строгими.
Памятники допетровских времен сохраняют древние фольклорные мотивы. Нередко оформлением приходских церквей занимались умельцы из крестьян, в том числе резчики. Из-под их резцов обычно выходили изображения любимых христианских покровителей: Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы и других. Почти всегда мастер придавал им черты внешности своего народа.
Формировался этот вид искусства под влиянием скульпторов Русского Севера и, начиная с эпохи барокко, — католических веяний.
Обращаясь к образу Спасителя, мастера редко изображали Христа во Славе или Вседержителя. Чаще это «мужицкий» Бог, претерпевающий страдания за людей: «Страдающий Христос», «Христос во гробе» и особенно «Христос в темнице».
Существовал определенный канон этого последнего изображения. Спаситель, одетый только в начресленник, сидит на вертикальном постаменте, ноги в кандалах опираются на подставку; Его голова с вьющимися волосами устало опущена, глаза закрыты. Одну руку Иисус прижимает к прободенному ребру, другой касается головы в терновом венце. Скульптура высечена в человеческий рост из цельного куска дерева, изначально была раскрашена. Кровавые подтеки на голове из-под шипов венца и рубцы на теле Спасителя мастер прорисовывал темперой.
Представленный памятник датируется второй половиной XVIII века, имена резчиков неизвестны. Создание святых изображений считалось молитвенным делом, и мастера не ставили на них свои подписи.
В краеведческий музей города Балахны на постоянное хранение эта скульптура поступила 16 декабря 1982 года.