Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Иконы Балахны»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Христос в темнице

Время создания
вторая половина XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
137x47 см
Техника
круглая пластика; поверхность тела рельеф
0
Открыть в приложении
#2
Деревянная храмовая скульптура — уникальное явление русского церковного искусства. Широкое распространение оно получило в Новгороде, Перми, Арзамасском уезде; в Балахнинском уезде также создавали свои деревянные скульптуры и горельефы.

Сегодня этот жанр практически утрачен. Подлинные барочные интерьеры с резными фигурами на иконостасах и отдельными скульптурными композициями можно встретить в единичных городских и сельских церквах.

В XVIII–XIX веках Священный Синод выступал против скульптур в храмах, однако на периферии запреты были не столь строгими.

Памятники допетровских времен сохраняют древние фольклорные мотивы. Нередко оформлением приходских церквей занимались умельцы из крестьян, в том числе резчики. Из-под их резцов обычно выходили изображения любимых христианских покровителей: Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы и других. Почти всегда мастер придавал им черты внешности своего народа.

Формировался этот вид искусства под влиянием скульпторов Русского Севера и, начиная с эпохи барокко, — католических веяний.

Обращаясь к образу Спасителя, мастера редко изображали Христа во Славе или Вседержителя. Чаще это «мужицкий» Бог, претерпевающий страдания за людей: «Страдающий Христос», «Христос во гробе» и особенно «Христос в темнице».

Существовал определенный канон этого последнего изображения. Спаситель, одетый только в начресленник, сидит на вертикальном постаменте, ноги в кандалах опираются на подставку; Его голова с вьющимися волосами устало опущена, глаза закрыты. Одну руку Иисус прижимает к прободенному ребру, другой касается головы в терновом венце. Скульптура высечена в человеческий рост из цельного куска дерева, изначально была раскрашена. Кровавые подтеки на голове из-под шипов венца и рубцы на теле Спасителя мастер прорисовывал темперой.

Представленный памятник датируется второй половиной XVIII века, имена резчиков неизвестны. Создание святых изображений считалось молитвенным делом, и мастера не ставили на них свои подписи.

В краеведческий музей города Балахны на постоянное хранение эта скульптура поступила 16 декабря 1982 года.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Христос в темнице

Время создания
вторая половина XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
137x47 см
Техника
круглая пластика; поверхность тела рельеф
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%