Армянский хачкар (крест-камень — арм.). По бокам большого центрального креста сохранились изображения 2-х маленьких. В декоре использованы розетки и трилистник.
Под крестом, в нижней части 6 строк армянской надписи.
Крым, находясь на пересечении торговых путей «из варяг в греки», между Европой и Азией, с древнейших времен был многонациональным и многоконфессиональным регионом. На сегодняшний день в Крыму официально зарегистрировано более 25 национальных общин, здесь существуют и возрождаются храмы, молитвенные дома, национальные музеи, театры и культурные центры. В настоящее время основную часть населения составляют русские, украинцы, крымские татары, значительна доля белорусов, евреев, караимов, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев и др.
Современными историками и искусствоведами собрана довольно обширная информация об армянских памятниках Крыма, в число которых входят — хачкары. Эти объекты хорошо сохранились благодаря армянской традиции их вставки в фасады церквей (Сурб-Саргис, Сурб-Урпат — в сельском поселении Тополевка), зданий и сооружений (Генуэские крепости в Судака, Феодосии, Балаклавы и т. д.), их труднодоступности (монастыри Сурб-Хач, Сурб-Степанос находятся в горах).
Под крестом, в нижней части 6 строк армянской надписи.
Крым, находясь на пересечении торговых путей «из варяг в греки», между Европой и Азией, с древнейших времен был многонациональным и многоконфессиональным регионом. На сегодняшний день в Крыму официально зарегистрировано более 25 национальных общин, здесь существуют и возрождаются храмы, молитвенные дома, национальные музеи, театры и культурные центры. В настоящее время основную часть населения составляют русские, украинцы, крымские татары, значительна доля белорусов, евреев, караимов, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев и др.
Современными историками и искусствоведами собрана довольно обширная информация об армянских памятниках Крыма, в число которых входят — хачкары. Эти объекты хорошо сохранились благодаря армянской традиции их вставки в фасады церквей (Сурб-Саргис, Сурб-Урпат — в сельском поселении Тополевка), зданий и сооружений (Генуэские крепости в Судака, Феодосии, Балаклавы и т. д.), их труднодоступности (монастыри Сурб-Хач, Сурб-Степанос находятся в горах).
Армянское искусство в ряду этнического искусства Крыма представляет собой особый пласт, ввиду того, что именно армянами на полуостров были привнесены из Малой Азии элементы сельджукской орнаментики, прочно закрепившейся впоследствии в декоративно-прикладном искусстве народов Крыма. Сельджукский стиль в крымском декоре зданий и декоративно-прикладном искусстве со времени позднего средневековья и до наших дней становится своеобразной «визитной карточкой» искусства Крыма.
В верхней части каменной стелы размещалась розетка, украшенная декоративным орнаментом, олицетворявшим солнце, как знак вечности. В нижней части располагался крест. Символ креста являлся традиционным для многих народов, его этимология восходит к язычеству. Изначально он представлял собой равносторонний крест, равные стороны которого являлись символом четырех стихий: воздуха, огня, земли и воды.
В верхней части каменной стелы размещалась розетка, украшенная декоративным орнаментом, олицетворявшим солнце, как знак вечности. В нижней части располагался крест. Символ креста являлся традиционным для многих народов, его этимология восходит к язычеству. Изначально он представлял собой равносторонний крест, равные стороны которого являлись символом четырех стихий: воздуха, огня, земли и воды.
Позднее крест стали изображать в виде украшения, медальона, размещая его в круглой оправе, также являющейся солярным знаком, а со временем, он в различных формах стал олицетворением христианства. Так, традиционный армянский крест является равноконечным, символом католицизма и протестантизма является крест с более длинной центральной осью, а в православной традиции к нему добавляются еще две перекладины вверху и внизу, символизирующие надпись «INRI» — «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и дощечку для ног Христа.
Предшественниками хачкаров считают вишапы — каменные стелы, воздвигавшиеся по обочинам дорог и у истоков рек. Ранее народ считал их героями древних сказаний и мифов, которые, будучи заколдованными, указывали на границы обжитой людьми земли. Они были украшены изображением птиц или животных, нередко можно было встретить клинопись.
Предшественниками хачкаров считают вишапы — каменные стелы, воздвигавшиеся по обочинам дорог и у истоков рек. Ранее народ считал их героями древних сказаний и мифов, которые, будучи заколдованными, указывали на границы обжитой людьми земли. Они были украшены изображением птиц или животных, нередко можно было встретить клинопись.
Позже, в эпоху Урарту цари устанавливали вертикально расположенные плиты, на которых они излагали историю своих завоеваний и законы. На тот момент уже существовала технология строительства хачкаров. По данной технологии камень, с заранее нанесенным на него узором, располагался в подготовленном для него отверстии, выдалбливаемом в стационарной части памятника.
Также к предшественникам хачкаров следует отнести раннесредневековые восьмигранные и округлые колонны, квадратные в сечении столбы, украшенные крестами и увенчанными свободностоящими крестами. Самые ранние хачкары появились в IX–X веке. Они напрямую связаны с колоннами данного типа, увенчанными росписью и сюжетами на христианскую тему.
Первые хачкары появились сразу после принятия христианства и были призваны засвидетельствовать христианскую веру. Впервые они встречались на склонах Арагаца в Армении. Это были высокие стелы с горельефами или рельефами, связанные с погребальными ритуалами.