Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Судак — перекресток цивилизаций»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Хачкар армянский

Время создания
XIV в.
Место создания
Крым
Размер
92x44 см
Техника
резьба по камню
2
Открыть в приложении
#3
Хачкар армянский
#2
Армянский хачкар (крест-камень — арм.). По бокам большого центрального креста сохранились изображения 2-х маленьких. В декоре использованы розетки и трилистник.
Под крестом, в нижней части 6 строк армянской надписи.

Крым, находясь на пересечении торговых путей «из варяг в греки», между Европой и Азией, с древнейших времен был многонациональным и многоконфессиональным регионом. На сегодняшний день в Крыму официально зарегистрировано более 25 национальных общин, здесь существуют и возрождаются храмы, молитвенные дома, национальные музеи, театры и культурные центры. В настоящее время основную часть населения составляют русские, украинцы, крымские татары, значительна доля белорусов, евреев, караимов, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев и др.

Современными историками и искусствоведами собрана довольно обширная информация об армянских памятниках Крыма, в число которых входят — хачкары. Эти объекты хорошо сохранились благодаря армянской традиции их вставки в фасады церквей (Сурб-Саргис, Сурб-Урпат — в сельском поселении Тополевка), зданий и сооружений (Генуэские крепости в Судака, Феодосии, Балаклавы и т. д.), их труднодоступности (монастыри Сурб-Хач, Сурб-Степанос находятся в горах).

Армянское искусство в ряду этнического искусства Крыма представляет собой особый пласт, ввиду того, что именно армянами на полуостров были привнесены из Малой Азии элементы сельджукской орнаментики, прочно закрепившейся впоследствии в декоративно-прикладном искусстве народов Крыма. Сельджукский стиль в крымском декоре зданий и декоративно-прикладном искусстве со времени позднего средневековья и до наших дней становится своеобразной «визитной карточкой» искусства Крыма.

В верхней части каменной стелы размещалась розетка, украшенная декоративным орнаментом, олицетворявшим солнце, как знак вечности. В нижней части располагался крест. Символ креста являлся традиционным для многих народов, его этимология восходит к язычеству. Изначально он представлял собой равносторонний крест, равные стороны которого являлись символом четырех стихий: воздуха, огня, земли и воды. 

Позднее крест стали изображать в виде украшения, медальона, размещая его в круглой оправе, также являющейся солярным знаком, а со временем, он в различных формах стал олицетворением христианства. Так, традиционный армянский крест является равноконечным, символом католицизма и протестантизма является крест с более длинной центральной осью, а в православной традиции к нему добавляются еще две перекладины вверху и внизу, символизирующие надпись «INRI» — «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и дощечку для ног Христа.

Предшественниками хачкаров считают вишапы — каменные стелы, воздвигавшиеся по обочинам дорог и у истоков рек. Ранее народ считал их героями древних сказаний и мифов, которые, будучи заколдованными, указывали на границы обжитой людьми земли. Они были украшены изображением птиц или животных, нередко можно было встретить клинопись. 

Позже, в эпоху Урарту цари устанавливали вертикально расположенные плиты, на которых они излагали историю своих завоеваний и законы. На тот момент уже существовала технология строительства хачкаров. По данной технологии камень, с заранее нанесенным на него узором, располагался в подготовленном для него отверстии, выдалбливаемом в стационарной части памятника. 

Также к предшественникам хачкаров следует отнести раннесредневековые восьмигранные и округлые колонны, квадратные в сечении столбы, украшенные крестами и увенчанными свободностоящими крестами. Самые ранние хачкары появились в IX–X веке. Они напрямую связаны с колоннами данного типа, увенчанными росписью и сюжетами на христианскую тему. 

Первые хачкары появились сразу после принятия христианства и были призваны засвидетельствовать христианскую веру. Впервые они встречались на склонах Арагаца в Армении. Это были высокие стелы с горельефами или рельефами, связанные с погребальными ритуалами.
#4
1 / 3
Хачкары в башне Портовой части Судакской крепости
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Хачкар армянский

Время создания
XIV в.
Место создания
Крым
Размер
92x44 см
Техника
резьба по камню
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%