Украшения у бурятского народа получили общее название «зуудхэл». У всех народов мира, в том числе бурятов, первоначальная функция украшения была магической, ведь первыми создавали именно обереги. Считалось, что они обеспечивали тому, кто их носит, защиту от злых духов и опасностей.
Под влиянием буддизма в костюмном комплексе бурят появились гуу — специальные нагрудные футляры. Такие изделия говорили о принадлежности человека к буддистскому вероучению. Внутрь этих небольших футляров помещали иконы, миниатюрные скульптуры, священные тексты и многое другое.
Подобные серебряные предметы имели большую сакральную значимость в обрядах жизненного цикла бурят. Украшения из серебра воспринимались как предметы, которые заключали в себе жизненную силу, отвращали зло и болезни.
Ношение украшений, которые играли роль оберега и выполняли магическую функцию, считалось необходимым как для женщин, так и для мужчин. Поэтому даже самые бедные семьи старались завести украшения — в основном серебряные и лишь в крайнем случае из меди и латуни.
Менее значима была декоративная функция, хотя с помощью таких предметов буряты также выражали эстетические потребности. Почти для всех бурятских украшений характерна укрупненность объемов и орнаментации.
Существовала определенная традиция использования монет в национальных украшениях бурят. Их блеск и звучание, форма правильного круга обогащали эстетику украшения. Монеты входили и в состав нарядного женского костюма. При этом монеты использовались самые разные — российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая.
Представленный на выставке экспонат удалось приобрести у жительницы села Нижний Торей Джидинского района Республики Бурятия М.Г. Батуевой 1 июня 1977 года. Мастер украсил лицевую сторону гуу чеканным рисунком и дополнил его гравировкой, филигранью и зернью.
В декоре наблюдаются в основном растительный и геометрический орнаменты. Крышка орнаментирована растительным узором, розетками в виде цветков. Сверху и снизу коробочки имеется ушко. Верхнее служит для вдевания цепочки или шнурка. К нижнему ушку при помощи матерчатого шнурка прикреплена круглая подвеска, которую изготовили из российской пятидесятикопеечной монеты 1912 года в орнаментированной оправе.