Около пятидесяти русских и иностранных художников рисовали Алексея Максимовича на протяжении его жизни. Среди них было немало выдающихся мастеров. Но Горькому нравились лишь очень немногие из этих портретов. Один из них — портрет, исполненный в в 1926 году в Позилиппо (Италия) художником Борисом Григорьевым.
Григорьев Б.Д. Портрет А.М. Горького
Время создания
1926
Размер
104x92 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#2
#3
Борис Григорьев. Автопортрет, 1938
#4
Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) закончил Строгановское художественно-промышленное училище (Москва) и Высшее художественное училище при Академии Художеств в Петербурге.
Стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он вошел в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов — объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.
Стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он вошел в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов — объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.
#13
Б.Григорьев «Парусная лодка в кубическом пейзаже»
#5
Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг.
#6
Творческий и праздничный дух Парижа вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет.
Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели — вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения.
«Intimite» («интимность», франц.) — так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.
Б.Григорьев. Рисунок из серии «Intimite»
#7
Портрет Горького — одно из лучших произведений художника. 15 сентября 1924 года Григорьев отправил Горькому, жившему тогда в Сорренто, письмо, в котором были такие строки: " Я бы приехал туда, где вы, чтобы начать большую работу около вас. Мою работу: «Максим Горький»». Кончается письмо фразой: «Я ваш старый почитатель и верный друг».
#19
Вилла «Spinola», где жил Горький в 1909–1911 гг. Капри
#14
М.Горький в Италии
#8
Григорьев поехал в Италию и приступил к работе, центром которой стал Алексей Максимович Горький.
#20
Сильно подружился с Горьким, провел с ним 6 недель в Napoli буквально и дневал и ночевал. Позировал он замечтально 23 дня по 3 часа в день. Он необыкновенно мягок, душевен и чуток. Про портрет сказал: Впервые чувствую себя на холсте». На книгах, подаренных сделал надпись: «преклоняюсь перед его талантом»… Не забыть никогда недель у Горького. Он настоящий гений и святой человек.
Строки из письма Б. Григорьева Е. и Л. Замятиным, (1926)
#10
Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения.
На протяжении всего времени Григорьев писал жене, сообщая ей о том, как идет работа. Ближе к концу, художник напишет следующие слова: «Вещь такая, что все ахают, а он сам в восторге… На лице столько всего, что мне тут говорят, что «только я один и мог понять Горького», что «это лучший его портрет».
На протяжении всего времени Григорьев писал жене, сообщая ей о том, как идет работа. Ближе к концу, художник напишет следующие слова: «Вещь такая, что все ахают, а он сам в восторге… На лице столько всего, что мне тут говорят, что «только я один и мог понять Горького», что «это лучший его портрет».
#15
Портрет — большой холст.
Сам Горький, в то время уже несколько лет проживший на чужбине, изображен в рубашке с отложным воротником, с длинной темной полоской галстука. А позади Горького — обычный для григорьевского видения России («Расеи», как он говорил) русский пейзаж: стог сена, купол церкви, одинокое изогнутое, кривое дерево.
Горький окружен длинной вереницей голов. Словно маски, одна за другой они издалека обступают Горького. Эти видения, призраки — действующие лица знаменитой горьковской пьесы «На дне». Мы различаем Татарина, Клеща, Наталью, Алешку.
Григорьев видел всех их в Москве, в Московском Художественном театре, видел их и в Париже, когда в начале 20-х годов МХАТ приезжал туда на гастроли.
Эти образы и лики России были собраны Григорьевым в годы, близкие ко времени создания портрета Горького, в замечательном издании «Лики России» («Visages de Russie»).
#16
Б. Григорьев «Лики России»
#11
Портрет много путешествовал, он экспонировался на многих международных выставках и везде он пользовался большим успехом, а в 1946 году его купил американский юрист Абрахам Померанц. С тех пор портрет был собственностью семьи Померанц. В июле 1962 года дочь юриста, Шарлотта, привезла портрет великого писателя в Москву и от имени отца передала его в дар Музею А. М. Горького.
#12
В заключение следует сказать, что одновременно с изображением Горького художник исполнил и портрет снохи писателя — Надежды Алексеевны Пешковой с ее дочкой Марфой. Григорьев писал жене: «Я еще пишу одну мадонну, такую нежную — будет вещь замечательная. Италия меня приблизила к Беллини, лучшему художнику из художников».
#17
Б. Григорьев «Материнство. Портрет Н.Пешковой»
#21
Нижегородский художественный музей
читать дальшескрыть
Григорьев Б.Д. Портрет А.М. Горького
Время создания
1926
Размер
104x92 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться