Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Географика Новгорода»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Великий Новгород

Время создания
1656
Место создания
Шлезвиг, напечатано в герцогской типографии Иоганном Голвайном
Размер
30,1x36,6 см
Техника
Офорт
2
Открыть в приложении
#3
В XVII в. Новгород переживал тяжелые в экономическом и политическом смысле времена, обусловленные Смутой в России и Тридцатилетней войной в Европе. В самой Европе XVII в. был бурной и сложной эпохой, поэтому восприятие и само драматическое ощущение жизни европейских путешественников накладывалось на фактическое взаимодействие с этим древним русским городом и его историей.
#4
Адам Олеарий
Адам Олеарий (1599-1671) был немецким философом, ученым, изучавшим восточные языки (и даже русский), получивший образование, а затем и преподававший в Лейпциге. Однако за время Тридцатилетней войны (1618-1648) этот город не раз страдал от осад или находился вблизи ожесточенных полей сражений, что заставило Олеария, как и многих его современников, искать более спокойного места для жизни и работы. Таким прибежищем стали для него северные германские земли — владения Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского, который строил планы по развитию торговли. 
#5
Именно поэтому в 1633 году он направил в Москву, к царю Михаилу Федоровичу Романову, целую экспедицию, в которой Олеарий занял место секретаря. По дороге Олеарий делал записи и зарисовки, которые затем были гравированы тремя мастерами. Некоторое время Адам Олеарий содержал их у себя дома, чтобы следить за достоверностью перевода своих рисунков на медные доски, с которых впоследствии и были отпечатаны иллюстрации. Адам Олеарий опубликовал свои мемуары в Германии, после чего они стали широко известны в Европе.
Сегодня для нас может быть важно, с какой именно стороны приехал Олеарий в Новгород — на своѐм пути он сначала увидел Ригу, куда прибыл морем, потом Ревель (Таллин) и Нарву, он видел Ладогу и крепость Орешек, а оттуда уже в 1634 году попал в Великий Новгород. 
Гравюра с изображением Хутынского монастыря. Адам Олеарий
#8
Это можно счесть просто деталями путешествия, но, по сути, они являются той панорамой, в которую город на Волхове вписывается, если попытаться посмотреть на него глазами современника.
#6
Название города на гравюре «Великий Новгород» дано и в транскрипции, и в переводе на немецкий (Gros. Navgard). На первом плане можно увидеть почти античные руины — они в графической форме, вероятно, выражают мысль Олеария о разрушениях вокруг города. На листе обозначены также новгородский кремль (Schloss), река Волхов (Wolchav Fluvi) и Антониев монастырь (S. Antoni. Kloster).
#7
Драматическая история Великого Новгорода XVI в., когда он подвергся многим напастям — от чумы до ереси, служит Олеарию для характерного в немецкой барочной литературе поучения. Сначала он ссылается на известную поговорку: «А кто может стояти против Бога да и Велика Новагорода», а затем в духе риторики барокко подводит читателя к тому, что даже Великий Новгород не столь велик, чтобы выдержать все тяготы времени. Это драматическое ощущение, однако, не является насмешкой над самим городом, а выступает отличным примером барочного понимания мира как мира преходящего, мира vanitas (бренности бытия). И Новгород служит Олеарию хорошей почвой для доказательства этого тезиса, вскрывающего мироощущение людей XVII в.


Для подготовки материала были использованы иллюстрации и тексты из источников:
1. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Каталог. — СПб.: Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас», информационно-издательская фирма «Лики России», 2014. —656 с., ил.
2. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV — начало XX в. «Европейский дом»: — Санкт-Петербург, 2010. — 456 с., илл.
3. Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. — М.: Северный паломник, 2011. — 656 с.: илл.

читать дальшескрыть

Великий Новгород

Время создания
1656
Место создания
Шлезвиг, напечатано в герцогской типографии Иоганном Голвайном
Размер
30,1x36,6 см
Техника
Офорт
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%