Слово «графит» происходит из греческого языка и обозначает «писать». Как и алмаз этот минерал является формой углерода, но он намного мягче, а особая слоистая структура его кристаллов позволяла с древних времен использовать его для письма и окраски предметов. А начиная с XVIII графит стал сырьем для производства карандашных грифелей.
Ботогольское месторождение графита, расположенное на территории республики Бурятия, связано с именем французского промышленника Ивана Петровича (Жана-Пьера) Алибера. Оценив высокое качество местного графита, он выкупил рудник и приступил к его разработке в 1847 году. Свое предприятие он называл «Мариинским прииском».
Алибер тщательно сортировал графит и в прочной упаковке на лошадях вывозил его почти за 7000 км в немецкий город Нюрнберг на знаменитую карандашную фабрику А. В. Фабера. Там высоко ценили ботогольский графит, считая, что по своим качествам он в 5 раз выше цейлонского и в 25 раз — австрийского. Фаберовские карандаши с надписью «сибирский графит Алибера» считались в то время лучшими в мире.
Пустую породу из шахт Иван Петрович приказывал складывать в правильные каменные блоки, напоминавшие стены миниатюрной средневековой крепости. Вскоре ему удалось полностью оградить и тем самым защитить от сильных ветров шахту и основные постройки рудника. За стеной, на высоте 2200 метров, он вырастил небольшой садик.
Алибер не только создал в центре Восточных Саян первый технически оснащенный рудник — его резиденция на вершине Ботогольского гольца и ферма явились своеобразным центром культуры в этом глухом уголке Сибири.
В 1858–1859 гг. в карандашном производстве произошли значительные изменения — благодаря техническим новшествам хорошие карандаши теперь можно было делать из низкосортных графитовых руд. Алибер оставил рудник, который больше не приносил дохода, а в 1861 году работы на руднике были прекращены.
Из отвалов, оставленных предыдущими владельцами, впоследствии в годы Великой отечественной войны были отобраны сотни тонн графита. Это выручило страну, когда основные графитовые рудники и производства СССР были захвачены врагом. Ботогольское месторождение до сих пор содержит запасы чистого графита.
Ботогольское месторождение графита, расположенное на территории республики Бурятия, связано с именем французского промышленника Ивана Петровича (Жана-Пьера) Алибера. Оценив высокое качество местного графита, он выкупил рудник и приступил к его разработке в 1847 году. Свое предприятие он называл «Мариинским прииском».
Алибер тщательно сортировал графит и в прочной упаковке на лошадях вывозил его почти за 7000 км в немецкий город Нюрнберг на знаменитую карандашную фабрику А. В. Фабера. Там высоко ценили ботогольский графит, считая, что по своим качествам он в 5 раз выше цейлонского и в 25 раз — австрийского. Фаберовские карандаши с надписью «сибирский графит Алибера» считались в то время лучшими в мире.
Пустую породу из шахт Иван Петрович приказывал складывать в правильные каменные блоки, напоминавшие стены миниатюрной средневековой крепости. Вскоре ему удалось полностью оградить и тем самым защитить от сильных ветров шахту и основные постройки рудника. За стеной, на высоте 2200 метров, он вырастил небольшой садик.
Алибер не только создал в центре Восточных Саян первый технически оснащенный рудник — его резиденция на вершине Ботогольского гольца и ферма явились своеобразным центром культуры в этом глухом уголке Сибири.
В 1858–1859 гг. в карандашном производстве произошли значительные изменения — благодаря техническим новшествам хорошие карандаши теперь можно было делать из низкосортных графитовых руд. Алибер оставил рудник, который больше не приносил дохода, а в 1861 году работы на руднике были прекращены.
Из отвалов, оставленных предыдущими владельцами, впоследствии в годы Великой отечественной войны были отобраны сотни тонн графита. Это выручило страну, когда основные графитовые рудники и производства СССР были захвачены врагом. Ботогольское месторождение до сих пор содержит запасы чистого графита.