В начале девятнадцатого века владельцем Никольского стекольного завода был Николай Алексеевич Бахметев.
При нем в начале XIX века были построены кирпичные корпуса завода, заметно расширилось производство, пристальное внимание стали уделять качеству стекломассы. Что особенно важно, тогда же начали производить хрусталь, который не уступал по качеству образцовому английскому.
На заводе ориентировались на изделия высокого класса для именитых заказчиков: титулованных дворян Москвы и Петербурга, представителей состоятельного купечества и губернского дворянства, церкви и Высочайшего Двора, поэтому стремились к совершенству материалов и высокой художественной ценности продукции.
Бахметевы понимали важность освоения никольскими мастерами мирового опыта. С этой целью в 1789 году при заводе был основан музей (тогда образцовая комната), где начали собирать уникальную коллекцию изделий из стекла и хрусталя российских и европейских производителей. К новому 1807 году на Никольско-Бахметевском заводе был выполнен сервиз на 70 кувертов (персон) для императорского стола, за который автор — мастер Александр Вершинин — был пожалован золотыми часами.
Представленный комплект был изготовлен на Никольско-Бахметевском заводе в 1820–1830-е годы для Николая Алексеевича и его супруги Варвары Фёдоровны, урожденной Несвицкой. Графин и фужер представляют форму усеченного конуса с низкой граненой ножкой и круглым ступенчатым основанием. Главная деталь декора — два вензеля: «НБ» (Николай Бахметев) на графине и «ВБ» (Варвара Бахметева) на фужере.
Все три предмета (фужер, графин и шаровидная пробка) выполнены из бесцветного хрусталя и украшены алмазной гранью «острый камень». Алмазная грань наносится на хрустальное изделие с помощью абразивных кругов. Они оставляют глубокие прорезки на гладкой поверхности, вследствие чего возникает яркая игра света. По аналогии с игрой бриллианта (граненого алмаза) эта резьба и получила название алмазной.
Современники высоко ценили бахметевский хрусталь. О нем говорили:
При нем в начале XIX века были построены кирпичные корпуса завода, заметно расширилось производство, пристальное внимание стали уделять качеству стекломассы. Что особенно важно, тогда же начали производить хрусталь, который не уступал по качеству образцовому английскому.
На заводе ориентировались на изделия высокого класса для именитых заказчиков: титулованных дворян Москвы и Петербурга, представителей состоятельного купечества и губернского дворянства, церкви и Высочайшего Двора, поэтому стремились к совершенству материалов и высокой художественной ценности продукции.
Бахметевы понимали важность освоения никольскими мастерами мирового опыта. С этой целью в 1789 году при заводе был основан музей (тогда образцовая комната), где начали собирать уникальную коллекцию изделий из стекла и хрусталя российских и европейских производителей. К новому 1807 году на Никольско-Бахметевском заводе был выполнен сервиз на 70 кувертов (персон) для императорского стола, за который автор — мастер Александр Вершинин — был пожалован золотыми часами.
Представленный комплект был изготовлен на Никольско-Бахметевском заводе в 1820–1830-е годы для Николая Алексеевича и его супруги Варвары Фёдоровны, урожденной Несвицкой. Графин и фужер представляют форму усеченного конуса с низкой граненой ножкой и круглым ступенчатым основанием. Главная деталь декора — два вензеля: «НБ» (Николай Бахметев) на графине и «ВБ» (Варвара Бахметева) на фужере.
Все три предмета (фужер, графин и шаровидная пробка) выполнены из бесцветного хрусталя и украшены алмазной гранью «острый камень». Алмазная грань наносится на хрустальное изделие с помощью абразивных кругов. Они оставляют глубокие прорезки на гладкой поверхности, вследствие чего возникает яркая игра света. По аналогии с игрой бриллианта (граненого алмаза) эта резьба и получила название алмазной.
Современники высоко ценили бахметевский хрусталь. О нем говорили: