Комплект, представленный в экспозиции, состоит из тарелки, графина и стакана. Все три предмета выполнены из трехслойного стекла — бесцветного, молочного и кобальтово-синего; графин и стакан — в форме колокольчиков. Сине-золотой рисунок из длинных резных листьев аканта и тонких полосок и полностью заматованное молочное стекло передают атмосферу уюта, чего-то личного.
Такие графины были распространены в XVIII и особенно в XIX веке. Они предназначались для одного человека и не входили в состав сервизов. Как правило, их наполняли водой и ставили в спальнях на прикроватные столики и тумбочки. Тарелка и надетый сверху стакан (он одновременно служил пробкой) помогали не расплескать воду и не испортить мебель. Дизайн комплекта подбирался в соответствии с оформлением спальни: повторял рисунок и цветовую гамму покрывал и обоев или, напротив, выгодно контрастировал с ними.
В иллюстрированном прейскуранте 1898 года такое изделие именуется просто — «графин со стаканом»; в прейскуранте 1911 года — «графин туалетный». Называли его также «ночным графином», «графином-виардо» (такое наименование встречается в инвентарных книгах музея) и «графином-эгоистом» (под этим именем его представляют сейчас). Графины-виардо были символом неспешности жизни. Встречались среди них большие и маленькие — детские.
В пору популярности их выпускали в России и за рубежом в различных техниках: растресканного стекла «кракле», венецианской нити, накладного двух- или трехслойного стекла. Были и гладкие графины, декорированные росписью и позолотой.
После революции спрос на изделия такого рода постепенно свелся к нулю. По этой причине в экспозиции сохранилось лишь несколько образцов, изготовленных не позднее начала 1940-х годов, один из них — работы известного заводского мастера Михаила Вертузаева.
В 1990–2000-е годы на заводе «Красный гигант» решили обновить ассортимент и попытались дать новую жизнь этому удобному и изящному предмету обихода. Графины-виардо были выпущены небольшой серией, из которой в коллекции сохранился единственный экземпляр.
Такие графины были распространены в XVIII и особенно в XIX веке. Они предназначались для одного человека и не входили в состав сервизов. Как правило, их наполняли водой и ставили в спальнях на прикроватные столики и тумбочки. Тарелка и надетый сверху стакан (он одновременно служил пробкой) помогали не расплескать воду и не испортить мебель. Дизайн комплекта подбирался в соответствии с оформлением спальни: повторял рисунок и цветовую гамму покрывал и обоев или, напротив, выгодно контрастировал с ними.
В иллюстрированном прейскуранте 1898 года такое изделие именуется просто — «графин со стаканом»; в прейскуранте 1911 года — «графин туалетный». Называли его также «ночным графином», «графином-виардо» (такое наименование встречается в инвентарных книгах музея) и «графином-эгоистом» (под этим именем его представляют сейчас). Графины-виардо были символом неспешности жизни. Встречались среди них большие и маленькие — детские.
В пору популярности их выпускали в России и за рубежом в различных техниках: растресканного стекла «кракле», венецианской нити, накладного двух- или трехслойного стекла. Были и гладкие графины, декорированные росписью и позолотой.
После революции спрос на изделия такого рода постепенно свелся к нулю. По этой причине в экспозиции сохранилось лишь несколько образцов, изготовленных не позднее начала 1940-х годов, один из них — работы известного заводского мастера Михаила Вертузаева.
В 1990–2000-е годы на заводе «Красный гигант» решили обновить ассортимент и попытались дать новую жизнь этому удобному и изящному предмету обихода. Графины-виардо были выпущены небольшой серией, из которой в коллекции сохранился единственный экземпляр.