В 1967–1974 годах состоялось первое полноценное археологическое исследование Таймыра. Заполярным отрядом Ленинградского отделения института археологии АН России руководил Леонид Павлович Хлобыстин. В ходе экспедиции удалось открыть более 300 стоянок древнего человека и «углубить» историю полуострова примерно на 3000 лет.
Наиболее важной и продолжительной частью экспедиции стало изучение пясинских стоянок Дюна I–IV с древними долговременными жилищами. Сделанные находки позволили считать Дюну III первым уникальным памятником, свидетельствующим о проникновении в конце I тысячелетия н. э. на территорию Таймыра населения Западной Сибири. Вероятно, мигранты пришли сюда с домашними оленями и занимались «избяным оленеводством», привлекая животных к жилью дымокурами.
На стоянках были в большом количестве обнаружены керамические круглодонные гладкостенные изделия, орнаментированные по плечикам и шейке. Одно из таких изделий представляет собой экспонируемый сосуд горшковидной формы. В зоне венчика и плечиков сосуда нанесена орнаментальная полоса из чередующихся рядов гребенчатых линий и рядов наклонно расположенных оттисков мелкозубчатого штампа, которые складываются в треугольные фестоны. Снизу и сверху полоса оформлена вертикальными гребенчатыми оттисками. Под венчиком основной орнамент дополнен горизонтальным рядом парных ямок.
Этот тип керамики впервые описал в 1957 году советский археолог и этнограф, специализировавшийся на угорских народах, Валерий Николаевич Чернецов. Ученый указал на близость черт комплекса карымскому и оронтурскому, но в то же время отметил его своеобразие в разнонаправленной штриховке треугольников и косых лент.
В 1982 году на основании находок в поселении Дюна III Леонид Хлобыстин выделил целую археологическую культуру, получившую название вожпайской. Точное место ее формирования неизвестно. По мнению Хлобыстина, она зародилась в Обь-Иртышье, а затем по рекам распространилась в западносибирские приполярные районы и на запад Таймыра.
Некоторые исследователи считают, что представители вожпайской культуры были этническими самодийцами и от них произошли современные энцы и нганасаны.
Наиболее важной и продолжительной частью экспедиции стало изучение пясинских стоянок Дюна I–IV с древними долговременными жилищами. Сделанные находки позволили считать Дюну III первым уникальным памятником, свидетельствующим о проникновении в конце I тысячелетия н. э. на территорию Таймыра населения Западной Сибири. Вероятно, мигранты пришли сюда с домашними оленями и занимались «избяным оленеводством», привлекая животных к жилью дымокурами.
На стоянках были в большом количестве обнаружены керамические круглодонные гладкостенные изделия, орнаментированные по плечикам и шейке. Одно из таких изделий представляет собой экспонируемый сосуд горшковидной формы. В зоне венчика и плечиков сосуда нанесена орнаментальная полоса из чередующихся рядов гребенчатых линий и рядов наклонно расположенных оттисков мелкозубчатого штампа, которые складываются в треугольные фестоны. Снизу и сверху полоса оформлена вертикальными гребенчатыми оттисками. Под венчиком основной орнамент дополнен горизонтальным рядом парных ямок.
Этот тип керамики впервые описал в 1957 году советский археолог и этнограф, специализировавшийся на угорских народах, Валерий Николаевич Чернецов. Ученый указал на близость черт комплекса карымскому и оронтурскому, но в то же время отметил его своеобразие в разнонаправленной штриховке треугольников и косых лент.
В 1982 году на основании находок в поселении Дюна III Леонид Хлобыстин выделил целую археологическую культуру, получившую название вожпайской. Точное место ее формирования неизвестно. По мнению Хлобыстина, она зародилась в Обь-Иртышье, а затем по рекам распространилась в западносибирские приполярные районы и на запад Таймыра.
Некоторые исследователи считают, что представители вожпайской культуры были этническими самодийцами и от них произошли современные энцы и нганасаны.