В 1921 году Сергей Есенин создал драматическую поэму «Пугачёв», которая вызвала неоднозначные отзывы современников. В этом произведении поэт объединил исторический материал — хронику пугачёвского восстания — и имажинистские открытия в области поэтического слова.
Многие соратники Есенина встретили поэму с восторгом. Николай Клюев в письме к поэту писал: «„Пугачёв“ — свист калмыцкой стрелы, без истории, без языка и быта, но нужней и желаннее „Бориса Годунова“, хотя там и золото, и стены Кремля, и сафьянно-упругий сытовый воздух XVI–XVII веков. И последняя Византия».
Однако были и отрицательные отзывы. «Его герои изъясняются не современным русским языком, сухим, простым и точным, а цветистым и разукрашенным, типичным условно-поэтическим волапюком», — замечал Георгий Адамович. «В „Пугачеве“ слишком часто „манера“ превращается в „манерность“», — писал пражский журнал «Воля России». Сам Есенин утверждал, что его поэма — «действительно революционная вещь».
Многим современникам заполнилась декламация «Пугачёва». Так ее описывает бельгийский писатель Франц Элленс, который слышал Есенина в Париже: «Есенин то неистовствовал, как буря, то шелестел, как молодая листва на заре. Это было словно раскрытие самих основ его поэтического темперамента. Никогда в жизни я не видел такой полной слиянности поэзии и ее творца… Он пел свои стихи, он вещал их, выплевывал их, он то ревел, то мурлыкал со звериной силой и грацией, которые пронзали и околдовывали слушателя».
Иллюстрации к поэме выполнил Андрей Гончаров — живописец и график, который учился в Москве в Свободных художественных мастерских и в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). Среди его преподавателей были Илья Машков, Алексей Шевченко и Владимир Фаворский. Для графики Гончарова характерна напряженная эмоциональность зрительного образа иллюстраций, сочность чёрных и белых тонов.
За свою жизнь Гончаров оформил и проиллюстрировал множество книг. Он сотрудничал с московскими издательствами ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Художественная литература» и «Искусство», создал иллюстрации к произведениям Проспера Мериме, Уильяма Шекспира, Александра Блока и многих других авторов.
Многие соратники Есенина встретили поэму с восторгом. Николай Клюев в письме к поэту писал: «„Пугачёв“ — свист калмыцкой стрелы, без истории, без языка и быта, но нужней и желаннее „Бориса Годунова“, хотя там и золото, и стены Кремля, и сафьянно-упругий сытовый воздух XVI–XVII веков. И последняя Византия».
Однако были и отрицательные отзывы. «Его герои изъясняются не современным русским языком, сухим, простым и точным, а цветистым и разукрашенным, типичным условно-поэтическим волапюком», — замечал Георгий Адамович. «В „Пугачеве“ слишком часто „манера“ превращается в „манерность“», — писал пражский журнал «Воля России». Сам Есенин утверждал, что его поэма — «действительно революционная вещь».
Многим современникам заполнилась декламация «Пугачёва». Так ее описывает бельгийский писатель Франц Элленс, который слышал Есенина в Париже: «Есенин то неистовствовал, как буря, то шелестел, как молодая листва на заре. Это было словно раскрытие самих основ его поэтического темперамента. Никогда в жизни я не видел такой полной слиянности поэзии и ее творца… Он пел свои стихи, он вещал их, выплевывал их, он то ревел, то мурлыкал со звериной силой и грацией, которые пронзали и околдовывали слушателя».
Иллюстрации к поэме выполнил Андрей Гончаров — живописец и график, который учился в Москве в Свободных художественных мастерских и в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). Среди его преподавателей были Илья Машков, Алексей Шевченко и Владимир Фаворский. Для графики Гончарова характерна напряженная эмоциональность зрительного образа иллюстраций, сочность чёрных и белых тонов.
За свою жизнь Гончаров оформил и проиллюстрировал множество книг. Он сотрудничал с московскими издательствами ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Художественная литература» и «Искусство», создал иллюстрации к произведениям Проспера Мериме, Уильяма Шекспира, Александра Блока и многих других авторов.