Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Городище Иднакар IX–XIII века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Керамический сосуд

Время создания
IX–XIII век
Место создания
Уральское Прикамье
Размер
12,5x6,8 см
Техника
керамика
0
Открыть в приложении
#2

Этот керамический сосуд выполнен в технике ручной лепки и украшен оттисками шнура и гребенчатого штампа. Он был найден во время археологической экспедиции 1977 года на Солдырском городище Иднакар.

На поломо-чепецких памятниках находят фрагменты лепных сосудов с характерной орнаментацией, традиционной для производства древнего Прикамья. Эти изделия относятся к керамике поломского типа, поскольку ее характерные черты появились в период существования поломской археологической культуры V–IX веков.

Глиняное тесто, которое называют формовочной массой, долго разминали ногами и руками, а затем начинали лепку. Удмуртские мастера часто лепили сосуды ленточным способом — из глиняных лент шириной от 3 до 10 сантиметров. Для этого сначала готовили глиняную лепешку для дна, затем раскатывали ленты и наращивали их по периметру. Когда он приобретал нужную форму, все спайки тщательно заглаживали пальцами, куском кожи или деревянной лопаткой.

Готовый глиняный сосуд иногда полировали или лощили. Это происходило в два приема — через несколько часов после изготовления и после полного высыхания. Шлифовали сосуды специальными инструментами, галькой, кожей или тонким мехом.

Украшали обычно верхнюю часть сосуда — венчик, плечики, шейку. Орнамент наносили на сосуд, пока тесто сохраняло пластичность — после этого стенки аккуратно затирали куском талька, чтобы не испортить рисунок. Узор чепецкие мастера чертили или делали оттиск штамповкой. Обычно это был гребенчатый штамп — он оставлял на глине оттиски зубчиков.

Для украшения шеек сосудов использовали веревочно-шнуровой орнамент — для этого сосуд обматывали веревкой или прокатывали по нему палочку, обмотанную шнуром. Именно таким способом украшен сосуд из коллекции музея. Чепецкие сосуды также украшали геометрическими штампами из палочек, костей и зубов животных. К более позднему декору относятся пальцево-ногтевые вдавления.

Готовое керамическое изделие мастера оставляли в тени для просушки на две-три недели, а затем обжигали на костре. Отсюда неровный цвет керамики — от серо-коричневого до красно-черного. Чтобы сосуды не лопнули и не дали трещин, их нагревали и остужали постепенно.

Размеры чепецких глиняных сосудов различны — от пяти сантиметров до полуметра в высоту. Постепенно внешний вид поломской керамики менялся: в погребальных памятниках XI–XIII веков орнаментированной посуды уже не находят. 

#5
1 / 3
Керамический сосуд
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Керамический сосуд

Время создания
IX–XIII век
Место создания
Уральское Прикамье
Размер
12,5x6,8 см
Техника
керамика
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%