Женский головной убор был обязательной частью повседневного и праздничного женского костюма. Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и в старину даже не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не могла показаться ни на улице, ни на людях, ни даже дома.
Наряду с другими элементами народного костюма головной убор, помимо эстетического и практического назначения, несет сложную информационно-смысловую нагрузку, являясь определителем половозрастной, социальной и этнической принадлежности человека. Каждый тип головного убора соответствовал определенному событию жизненного цикла (свадьба, похороны) и возрастному этапу (юность, зрелость, старость), передавал информацию о месте и времени проживания носителя, его социальном статусе.
Разнообразные по форме и украшениям головные уборы женщин Белгородчины подразделялись на девичьи и женские. Девушки носили головные уборы с открытой макушкой. Замужние женщины по традиции должны были носить головные уборы, полностью скрывавшие волосы от посторонних глаз. Женские головные уборы были весьма разнообразны. В основном носили платки, кички, кокошники. Причем в каждом уезде и даже селе были какие-либо отличия в деталях. Общим для женских головных уборов являлось то, что они всегда полностью скрывали волосы.
Самыми красивыми были праздничные головные уборы молодых женщин, которые они носили первые несколько лет после свадьбы. Именно к таким головным уборам относится женский праздничный головной убор «Обряда», датируемый концом XIX века.
Праздничный головной убор состоит из кички, сороки и позатыльника. Кичка — плотная шапочка, состоящая из возвышения надо лбом и холста, плотно облегающего голову. На кичку при помощи тесемок крепится позатыльник, закрывающий волосы сзади. Позатыльник представляет собой прямоугольную полоску ткани, украшенную золотым шитьем, бисером, вышивкой. Сверху надевали сороку. Сорока — это особо выкроенный и сшитый кусок ткани, по форме действительно напоминающий птицу.
Головной убор «Обряда» был привезен из села Бобрава Беловского района Курской области.
Наряду с другими элементами народного костюма головной убор, помимо эстетического и практического назначения, несет сложную информационно-смысловую нагрузку, являясь определителем половозрастной, социальной и этнической принадлежности человека. Каждый тип головного убора соответствовал определенному событию жизненного цикла (свадьба, похороны) и возрастному этапу (юность, зрелость, старость), передавал информацию о месте и времени проживания носителя, его социальном статусе.
Разнообразные по форме и украшениям головные уборы женщин Белгородчины подразделялись на девичьи и женские. Девушки носили головные уборы с открытой макушкой. Замужние женщины по традиции должны были носить головные уборы, полностью скрывавшие волосы от посторонних глаз. Женские головные уборы были весьма разнообразны. В основном носили платки, кички, кокошники. Причем в каждом уезде и даже селе были какие-либо отличия в деталях. Общим для женских головных уборов являлось то, что они всегда полностью скрывали волосы.
Самыми красивыми были праздничные головные уборы молодых женщин, которые они носили первые несколько лет после свадьбы. Именно к таким головным уборам относится женский праздничный головной убор «Обряда», датируемый концом XIX века.
Праздничный головной убор состоит из кички, сороки и позатыльника. Кичка — плотная шапочка, состоящая из возвышения надо лбом и холста, плотно облегающего голову. На кичку при помощи тесемок крепится позатыльник, закрывающий волосы сзади. Позатыльник представляет собой прямоугольную полоску ткани, украшенную золотым шитьем, бисером, вышивкой. Сверху надевали сороку. Сорока — это особо выкроенный и сшитый кусок ткани, по форме действительно напоминающий птицу.
Головной убор «Обряда» был привезен из села Бобрава Беловского района Курской области.