Ругуджинское головное свадебное украшение
Время создания
XIX–XX века
Размер
30x24,3 см
Техника
Серебро, жемчуг, монеты, цветное стекло, гравировка, чернение, филигрань, штамп
11
Открыть в приложении#1
Ругуджинское головное свадебное украшение «маргал»
#4
#2
Важнейшей составляющей свадебного костюма дагестанской невесты были украшения. Так, например, в селении Ругуджа девушка в день свадьбы надевала на себя до шести килограммов серебра. Среди самых древних элементов наряда были нашивные украшения, к которым относится и маргал (или маргъал). Это уникальное ругуджинское изделие, аналогов которого не найти ни в одном другом дагестанском селении. Оно надевалось исключительно в день свадьбы и передавалось из поколения в поколение.
Внешне маргал представляет собой фрагмент дорогой материи (для этого использовался шелк или парча), который крепился на затылке девушки при помощи лент. Обычно он был глубокого бордового или фиолетового цвета и выполнял функцию оберега.
Внешне маргал представляет собой фрагмент дорогой материи (для этого использовался шелк или парча), который крепился на затылке девушки при помощи лент. Обычно он был глубокого бордового или фиолетового цвета и выполнял функцию оберега.
По традиции свадебное одеяние невесты должно было охранять от дурного глаза.
Считалось, что в момент смены социального статуса девушка наиболее уязвима для нечистых сил. Поэтому молодую женщину провожали в дом жениха под покровом ночи. Маргал покрывал ее лицо, а звон монет отпугивал злых духов. По традиции свадебное одеяние невесты должно было охранять от дурного глаза.
Экземпляр изделия, представленного в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств, богато расшит серебряными бляхами, бусинами и монетами с разнообразной символикой. Среди них встречаются такие древние обереги, как свастика, солярные знаки — кресты, круги и спирали, напоминающие о связи с солнечной стихией, и растительные орнаменты. Каждому элементу отводилось определенное место на матерчатой основе.
#7
Изготовление маргала
#6
Само слово «маргъал» переводится как «жемчужина». Мелкий речной жемчуг был основным элементом декора — им расшит нижний край изделия. Жемчужный узор образует пять треугольных зубцов — эта форма ассоциировалась с образом дома. Чаще всего в оформлении использовались необработанные и мелкие жемчужины. В форме треугольников также выполнены небольшие серебряные подвески, украшенные растительным орнаментом и монетами.
Нашивки для изделия создавали местные мастера. В день, когда в доме невесты принимались за изготовление маргала, устраивали праздник. В день свадьбы маргал надевали поверх нижнего головного убора, а сверху накидывали красивый платок.
Нашивки для изделия создавали местные мастера. В день, когда в доме невесты принимались за изготовление маргала, устраивали праздник. В день свадьбы маргал надевали поверх нижнего головного убора, а сверху накидывали красивый платок.
#8
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Ругуджинское головное свадебное украшение
Время создания
XIX–XX века
Размер
30x24,3 см
Техника
Серебро, жемчуг, монеты, цветное стекло, гравировка, чернение, филигрань, штамп
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться