Собрание Николая Семёновича Голованова велико и разномастно, а в самой неординарности коллекции много очень личного, отражающего вкусы, интересы и биографию музыканта. Дирижер не принадлежал к породе коллекционеров, бережно собирающих всю жизнь картины только одного автора. Так, в музее-квартире экспонируется небольшая часть археологических древностей, включая и каменный скульптурный портрет фараона, созданный в период Среднего царства во II веке до нашей эры и хранившийся в коллекции дирижера.
Среди немногих древневосточных вещей в собрании Н.С. Голованова находился фрагмент древнеегипетской статуи, который впоследствии был назван «Портрет египетского фараона». Памятник выполнен из темно-серого гранита и представляет собой фрагмент скульптурного изображения мужчины. Сохранилась только голова в немесе — царском головном уборе — с уреем в виде змеи. Исследователи памятников Древнего Египта относят скульптурное изображение к периоду Среднего царства, XII династии, однако расходятся во мнениях относительно личности изображенного. Ряд авторитетных исследователей указывает на фараона Аменемхета III. Фараон правил в Египте приблизительно в 1853–1806 годах до нашей эры.
К сожалению, мы можем только примерно определить время, когда памятник был приобретен Николаем Семёновичем. Однако существует легенда, которая наталкивает на мысль о примерных годах и способах приобретения этой вещи. Однажды Николай Семёнович пожелал приобрести древнеегипетскую мумию, но, встретив категорические возражения со стороны жены, А.В. Неждановой, грозившейся в таком случае не переступать порога его жилища, от этой затеи он отказался. Вместо мумии же была приобретена древнеегипетская скульптурная голова царя. Таким образом, мы можем предположить, что предмет был приобретен во время начала расформирования Румянцевского музея в 1923 году. Это предположение может быть подкреплено еще и тем, что однажды Николаем Семёновичем в этом музее уже была приобретена картина «Венера и три грации» художницы Любови Поповой.
Среди немногих древневосточных вещей в собрании Н.С. Голованова находился фрагмент древнеегипетской статуи, который впоследствии был назван «Портрет египетского фараона». Памятник выполнен из темно-серого гранита и представляет собой фрагмент скульптурного изображения мужчины. Сохранилась только голова в немесе — царском головном уборе — с уреем в виде змеи. Исследователи памятников Древнего Египта относят скульптурное изображение к периоду Среднего царства, XII династии, однако расходятся во мнениях относительно личности изображенного. Ряд авторитетных исследователей указывает на фараона Аменемхета III. Фараон правил в Египте приблизительно в 1853–1806 годах до нашей эры.
К сожалению, мы можем только примерно определить время, когда памятник был приобретен Николаем Семёновичем. Однако существует легенда, которая наталкивает на мысль о примерных годах и способах приобретения этой вещи. Однажды Николай Семёнович пожелал приобрести древнеегипетскую мумию, но, встретив категорические возражения со стороны жены, А.В. Неждановой, грозившейся в таком случае не переступать порога его жилища, от этой затеи он отказался. Вместо мумии же была приобретена древнеегипетская скульптурная голова царя. Таким образом, мы можем предположить, что предмет был приобретен во время начала расформирования Румянцевского музея в 1923 году. Это предположение может быть подкреплено еще и тем, что однажды Николаем Семёновичем в этом музее уже была приобретена картина «Венера и три грации» художницы Любови Поповой.