Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Образ Петра Великого»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Петра I. По типу Кнеллера Г.

Время создания
после 1698 года
Место создания
Западная Европа, Амстердам
Размер
27,9x20,8 см
Техника
меццо-тинто
0
Открыть в приложении
#7

К периоду Великого посольства относится особый тип монаршего портрета. Пётр I предстоит в поясном изображении, в традиционном наряде русского государя: меховой шапке с бриллиантовыми запонами, кафтане московского образца с нашивными петлями, поверх которого накинута парчовая шуба с меховым воротником. Запоны на шапке и шубе и нашивные петли декорированы жемчужинами. Искусствоведы отмечают, что жемчужная запона с шапки Петра I фигурирует и на портрете царя Алексея Михайловича, ее относят к числу фамильных царских драгоценностей.

Об авторе представленной гравюры известно немного. Якоб Голе (1660–1737), голландский рисовальщик и гравер, жил в Амстердаме, работал в технике меццо-тинто и, кроме того, был издателем. Известны созданные им портреты известных личностей, в том числе папы Иннокентия XI, Людовика XIV, Филиппа Орлеанского.

Более интересна история самой гравюры. Существует три ее различных отпечатка. Первый был создан по оригиналу, написанному неизвестным художником до 1697 года. Портретируемый, молодой человек с вытянутым овалом лица, длинным носом и небольшими глазами, не соответствует внешности первого российского императора, знакомой по другим изображениям. Тем не менее искусствовед Дмитрий Александрович Ровинский отнес лист именно к разделу «Портреты [Петра I] неизвестного происхождения».

Эту первую версию гравировали Якоб Голе и Роберт Уайт (1645–1703). Вероятно, из-за отсутствия портретного сходства она не имела хождения, осталась редкостью и потому высоко ценилась уже в XIX столетии. Об этом также писал Ровинский.

В сентябре 1697 года Петра I запечатлел Готфрид Кнеллер, который, напротив, достиг большого портретного сходства с молодым царем. Якоб Голе стер с первого гравюрного отпечатка неудачный фрагмент, выколотил доску и награвировал новое лицо с кнеллеровского оригинала. При этом фон, костюм, аксессуары и подписи остались прежними.

Наконец, существует третий, грубый отпечаток: заметно, что вся доска перетушевана, контуры заново пройдены иглой, в правой верхней части листа полосой идут пятна, оставленные тушевальным скребком.
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Петра I. По типу Кнеллера Г.

Время создания
после 1698 года
Место создания
Западная Европа, Амстердам
Размер
27,9x20,8 см
Техника
меццо-тинто
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%