Гири петровских времен — восьмигранные, с острыми гранями быстро стирались и теряли вес, поэтому указом 1797 года были введены новые гири — шаровидные с дужкой. Низ их стачивался для устойчивости, а из дна выбирался лишний металл — гири подгонялись по эталону. Эти округлые чугунные гири имели хождение в течение 130 лет.
В XX веке большинство гирь имели цилиндрическую форму с небольшой ручкой — «грибком». Кроме металлических в 1930-е годы в СССР из-за нехватки металла выпускали гири керамические.
На каждой гире можно найти несколько знаков. Это обязательно номинал (вес), клеймо мастера или завода. Если продукция получала медаль за качество, изображение этой медали тоже ставилось на изделии. К сожалению, многие такие знаки со временем стираются.
Данный экземпляр гири, находящийся в нашем музее, имеет массу 2 фунта.
Кроме отлитых выпуклых знаков на каждой гире должно быть нанесено поверочное клеймо, указывающее, что эта гиря проверена государственными поверителями и соответствует эталонному весу. Производилось это клеймение в поверочных палатках, созданных в разных городах страны, и должно было повторяться каждые три года. Вид поверочных клейм на гирях изменялся, в зависимости от года клеймения.
Поверочное клеймо до 1907 г. имело вид двуглавого орла, на груди которого значился номер поверочной палатки, а под лапами две последние цифры года поверки. В 1907 году поверочное клеймо было в виде императорского инициала с короной. Над перекладиной буквы «Н» — номер поверочной палатки, по бокам — две последние цифры года поверки. Поверочное клеймо после 1917 г. приобрело форму буквы «П», внутри — номер поверочной палатки, по бокам — две последние цифры года поверки. Позже появились клейма в виде круга, звезды или многоугольника внутри которых располагались серп и молот и также цифры, обозначающие год поверки и номер поверочной палатки.
Пусть механические весы и гири и вышли из употребления, но каждая из них может рассказать свою небольшую историю.