Струнный смычковый инструмент гиджак можно встретить у многих народов Средней Азии: таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков, уйгуров. Упоминания о гиджаке встречаются в рукописных источниках времен Тимуридов XIV–XVI веков, а его изображения в качестве сольного и ансамблевого инструмента — на книжных миниатюрах XVI–XVIII веков.
Шаровидный корпус гиджака чаще всего выдалбливают из дерева, реже изготавливают из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной. Она выполняет функции деки. Круглая шейка, более толстая вверху, скрепляется с корпусом металлическим стержнем, выступающим внизу в виде «ножки». Звук скрипучий, глуховатый.
Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыджамак», что в переводе означает «скрипеть». Звук из гиджака извлекают коротким смычком со свободно подвешенной прядью конских волос. Натяжение пряди регулируется пальцами. В отличие от европейской традиции, смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент соответствующей струной. При игре гиджак держат в вертикальном положении, опирая «ножкой» о пол или колено.
Экспонат из собрания музея представляет коллекцию музыкальных инструментов Августа Федоровича Эйхгорна. Капельмейстер военных оркестров в Ташкенте собрал ее в 70–80-е годы XIX века.
Круглый небольшой корпус старинного гиджака сделан из кокосового ореха и затянут сверху овечьей кожей. Он имеет по два резонаторных отверстия с боков и три — сзади. Вверху шейки вырезана колковая коробка, куда вставлено два больших раскрашенных колка из тутовника. Две основные струны из пучков конского черного волоса связаны вверху веревкой и намотаны на колки. Внизу они крепятся к резонатору узлом на два металлических крючка.
Особенностью этого гиджака является то, что, кроме основных, он имеет по пять резонирующих струн из медной проволоки с каждой стороны. Об этом инструменте сам Август Эйхгорн писал, что это очень древний и редкий экземпляр, который он приобрел у одного странствующего киргиза, выходца из гор Тянь-Шаня.
Шаровидный корпус гиджака чаще всего выдалбливают из дерева, реже изготавливают из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной. Она выполняет функции деки. Круглая шейка, более толстая вверху, скрепляется с корпусом металлическим стержнем, выступающим внизу в виде «ножки». Звук скрипучий, глуховатый.
Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыджамак», что в переводе означает «скрипеть». Звук из гиджака извлекают коротким смычком со свободно подвешенной прядью конских волос. Натяжение пряди регулируется пальцами. В отличие от европейской традиции, смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент соответствующей струной. При игре гиджак держат в вертикальном положении, опирая «ножкой» о пол или колено.
Экспонат из собрания музея представляет коллекцию музыкальных инструментов Августа Федоровича Эйхгорна. Капельмейстер военных оркестров в Ташкенте собрал ее в 70–80-е годы XIX века.
Круглый небольшой корпус старинного гиджака сделан из кокосового ореха и затянут сверху овечьей кожей. Он имеет по два резонаторных отверстия с боков и три — сзади. Вверху шейки вырезана колковая коробка, куда вставлено два больших раскрашенных колка из тутовника. Две основные струны из пучков конского черного волоса связаны вверху веревкой и намотаны на колки. Внизу они крепятся к резонатору узлом на два металлических крючка.
Особенностью этого гиджака является то, что, кроме основных, он имеет по пять резонирующих струн из медной проволоки с каждой стороны. Об этом инструменте сам Август Эйхгорн писал, что это очень древний и редкий экземпляр, который он приобрел у одного странствующего киргиза, выходца из гор Тянь-Шаня.