Ксилография поступила в коллекцию Башкирского государственного художественного музея в 1925 году из Ленинградского музейного фонда, перераспределявшего произведения искусства, реквизированные из областных дворянских имений, и национализированное церковное имущество.
1 / 3
Геркулес
Время создания
Около 1496
Размер
39,2x39,2 см
39,2х27,7 см
39,2х27,7 см
Техника
Бумага; ксилография
Выставка
1
Открыть в приложении#26
Альбрехт Дюрер
Геркулес
#25
#27
Общий вид и оборот до реставрации
#23
Имена бывших владельцев эстампа, к сожалению, нам неизвестны: далеко не всегда до наших дней доходят архивные документы, позволяющие проследить историю бытования произведения. Однако о принадлежности графического листа той или иной коллекции мы можем судить благодаря сохранившимся на гравюре владельческим штампам.
#22
Круглый штамп черными чернилами на обороте по начертанию имеет несомненное сходство со штампами музея Штедель (Штеделевский художественный институт и городская галерея)
#21
Графический лист выполнен одним из величайших мастеров Северного Возрождения Альбрехтом Дюрером (1471-1528) более пятисот лет назад.
#20
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498. Дерево, масло. 52 × 41. Музей Прадо, Мадрид
#19
Ксилография с изображением одного из наиболее популярных персонажей античной мифологии относится к числу произведений, созданных Дюрером после возвращения из его первого путешествия по Италии.
В гравюре отчетливо прослеживаются попытки художника использовать отдельные мотивы с работ итальянских граверов (образ фурии представляет собой компиляцию фрагментов двух фигур гравюры Андреа Мантеньи «Битва морских богов»).
#18
Андреа Мантенья, Битва морских богов.
#17
Гравюра с изображением Геракла — первый в творческой практике Дюрера случай, когда художник создает самостоятельное произведение большого формата на сюжет из античной мифологии.
Более того, это первый известный нам случай, когда ксилография на античный сюжет выступает в качестве самостоятельного произведения, а не книжной иллюстрации. Неясно, какой именно из эпизодов истории Геракла изобразил мастер и какие именно современные Дюреру интерпретации классического текста послужили источником вдохновения художника.
Более того, это первый известный нам случай, когда ксилография на античный сюжет выступает в качестве самостоятельного произведения, а не книжной иллюстрации. Неясно, какой именно из эпизодов истории Геракла изобразил мастер и какие именно современные Дюреру интерпретации классического текста послужили источником вдохновения художника.
#16
Состояние сохранности
#15
Отчетливо были заметны следы предыдущей реставрации: произведение было неоднократно сдублировано, множественные разрывы и прорывы подклеены. Реставратор-любитель восполнил утраты основы и выполнил многочисленные тонировки черными чернилами по верхнему и нижнему краям в местах утрат основы, фактически нарисовав заново отсутствующие фрагменты изображения.
#14
#13
Лист был сильно деформирован и измят, были заметны многочисленные сгибы и изломы. Были зафиксированы множественные разрывы по всей поверхности листа.
#12
Верхняя часть оттиска с надписью Ercules, а также часть нижнего края гравюры с фрагментом авторской монограммы были утрачены, на листе были множественные прорывы. Подобные повреждения обычно возникают при попытках владельцев отделить графические листы от подложек либо альбомных листов.
#11
Фрагмент до и в процессе реставрации после снятия дублировочных наклеек
#10
Верхний слой бумаги был поврежден насекомыми, наблюдались значительные потертости по всей поверхности эстампа. Лист значительно пожелтел, был покрыт пылью и сильно загрязнен, местами со следами въевшейся в структуру бумаги грязи.
#9
Фрагмент до и после реставрации
#8
Имелись множественные пятна различного происхождения, в том числе пятна клея, прошедшего сквозь бумагу при дублировке, и следы реставрационной бумаги в местах утрат основы.
#7
Реставрация
#6
Прежде всего реставраторы очистили лист от поверхностных загрязнений и закрепили печати и штампы, нанесенные неводостойкими чернилами.
С годами в бумажной основе накапливаются продукты окисления, из-за чего изменяется цвет листа от желтого до бурого, теряется эластичность, бумага становится хрупкой и ломкой. Естественный цвет и эластичность бумажной основы восстанавливаются в результате промывки произведения от продуктов окисления и распада в дистиллированной воде.
В процессе промывки листа от желтизны и загрязнений реставраторы удалили верхний дублировочный лист из плотной вержированной бумаги. Под снятым листом были обнаружены несколько наклеек, выполнявших функцию дублировки, в том числе на местах прорывов и утрат основы.
В процессе промывки листа от желтизны и загрязнений реставраторы удалили верхний дублировочный лист из плотной вержированной бумаги. Под снятым листом были обнаружены несколько наклеек, выполнявших функцию дублировки, в том числе на местах прорывов и утрат основы.
#5
Оборот гравюры в процессе снятия дублировочных наклеек
#4
После промывки листа проведена локальная и общая химическая обработка. Затем произведение было вновь промыто от реагентов и продуктов распада.
#3
В процессе реставрации
#2
Утраты основы восполнены методом долива на вакуумном столе бумажной массой, подходящей по цвету и качеству к бумаге оригинала. Разрывы подклеены и укреплены полосками тонкой реставрационной бумаги. Изломы пропитаны клеем и разглажены косточкой. Лист сдублирован на тонкую реставрационную бумагу. Произведение отпрессовано и выдержано в прессе между сукнами. Места восполненных утрат основы, участки совмещенных разрывов, изломов тонированы.
#1
После реставрации
читать дальшескрыть
Геркулес
Время создания
Около 1496
Размер
39,2x39,2 см
39,2х27,7 см
39,2х27,7 см
Техника
Бумага; ксилография
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться