Геридоном называется столовая трехъярусная подставка. Они появились в России в XIX веке. Наряду с фигурными вазами и многоярусными конфектурами ими украшали празднично накрытые дворянские столы.
На вертикальном стержне геридона закреплены несколько тарелок разного диаметра с отверстием в центре, которые размещены одна над другой по принципу пирамиды. Как правило, на самом нижнем большом блюде раскладывали цукаты, на втором — маленькие пирожные птифуры, а на верхнем, самом маленьком блюдечке — конфеты.
Геридоны входили в состав больших парадных сервизов, которые изготавливали на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Фарфоровые ансамбли сервировали вместе с серебряными, мельхиоровыми, бронзовыми, стеклянными изделиями отечественных и европейских производств.
В прошлых веках во время приемов гостей обслуживали официант и его помощник. Изысканные десерты помощник располагал на геридоне, а официант представлял угощение гостям, кратко рассказывая об ингредиентах и способе приготовления. Затем он раскладывал сладости по тарелкам. Помощник же брал блюда и подавал их гостям с правой стороны.
С течением времени аристократические правила этикета, которых надо было придерживаться за столом, способствовали увеличению разнообразия и количества блюд, а также числа подач за ужином. В связи с этим возросло и количество необходимых предметов в столовых сервизах. Любой магазин фарфора XVIII–XIX веков предлагал покупателям огромное количество предметов, которые могли как входить в состав сервизов, так и использоваться по отдельности: горчичницы, наборы из фарфора для приправ и соли, масленки, салатники, кольца для салфеток, колокольчики, бонбоньерки, кувшины и ложки, подсвечники и вазы, фарфоровые украшения для центра стола в виде фигуры человека, дома, церкви, букета и так далее. Центральным украшением стола могло служить красиво оформленное большое блюдо, бутылка для уксуса или графин.
Популярными мотивами декора чайных сервизов были пейзажи, сюжеты греческой и римской мифологии, цветы и цветочные узоры. Было принято, чтобы весь сервиз был выдержан в общем стиле и посвящен общей теме, однако конкретное изображение на каждом предмете могло быть уникальным, то есть на каждом предмете одного сервиза могли появляться разные портреты или пейзажи.
На вертикальном стержне геридона закреплены несколько тарелок разного диаметра с отверстием в центре, которые размещены одна над другой по принципу пирамиды. Как правило, на самом нижнем большом блюде раскладывали цукаты, на втором — маленькие пирожные птифуры, а на верхнем, самом маленьком блюдечке — конфеты.
Геридоны входили в состав больших парадных сервизов, которые изготавливали на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Фарфоровые ансамбли сервировали вместе с серебряными, мельхиоровыми, бронзовыми, стеклянными изделиями отечественных и европейских производств.
В прошлых веках во время приемов гостей обслуживали официант и его помощник. Изысканные десерты помощник располагал на геридоне, а официант представлял угощение гостям, кратко рассказывая об ингредиентах и способе приготовления. Затем он раскладывал сладости по тарелкам. Помощник же брал блюда и подавал их гостям с правой стороны.
С течением времени аристократические правила этикета, которых надо было придерживаться за столом, способствовали увеличению разнообразия и количества блюд, а также числа подач за ужином. В связи с этим возросло и количество необходимых предметов в столовых сервизах. Любой магазин фарфора XVIII–XIX веков предлагал покупателям огромное количество предметов, которые могли как входить в состав сервизов, так и использоваться по отдельности: горчичницы, наборы из фарфора для приправ и соли, масленки, салатники, кольца для салфеток, колокольчики, бонбоньерки, кувшины и ложки, подсвечники и вазы, фарфоровые украшения для центра стола в виде фигуры человека, дома, церкви, букета и так далее. Центральным украшением стола могло служить красиво оформленное большое блюдо, бутылка для уксуса или графин.
Популярными мотивами декора чайных сервизов были пейзажи, сюжеты греческой и римской мифологии, цветы и цветочные узоры. Было принято, чтобы весь сервиз был выдержан в общем стиле и посвящен общей теме, однако конкретное изображение на каждом предмете могло быть уникальным, то есть на каждом предмете одного сервиза могли появляться разные портреты или пейзажи.