Духовой язычковый однорядный инструмент, состоящий из нескольких частей. Имеются 2 виндлады, изготовленные из соснового дерева, покрашенные черной краской и частично фанерованные коричневым шпоном; 2 грифа (по одному на виндладах), оба деревянные, левый наборный и покрашен черной краской; правый, наборный, частично фанерован коричневым шпоном; 15 клавиш, сгруппированы в один ряд на правом грифе и изготовлены из дерева и кости; 13 клавиш на левом грифе (7 клавиш на лицевой стороне и 6 на тыльной), изготовленные из кости и дерева; мех из 14 борин (картон, оклеен черным дерматином и цветной тканью); 3 цельных латунных планки с латунными голосами в правой виндладе; 6 цельных латунных планок с латунными голосами в левой виндладе.
Гармоника «елецкая рояльная»
Время создания
1898-1903
Место создания
Россия. Елец
Размер
20х33,6х37,2 см
Техника
дерево, кость, картон, ткань, латунь, дерматин, фанеровка, краска
Коллекция
12
Открыть в приложении#1
Черных Г. А.
Гармоника «елецкая рояльная»
#2
#6
Гармонь изобрели еще в XVIII веке, на первых гармонях можно было только играть мелодию, а в начале XIX века инструмент усовершенствовали, теперь на нем можно было не только наигрывать мелодию, но и аккомпанировать ей. Не инструмент, а целый оркестр! В разных городах России мастера изобретали варианты улучшений для ставшей популярной гармони. У обычной гармони с обеих сторон располагались кнопки или клавиши. С правой стороны инструмента были кнопки для наигрывания мелодии, а несколько кнопок на правой стороне позволяли дополнять музыку басами и аккордами. В городе Елец придумали свой тип этого инструмента. Вместо обычных кнопок с правой стороны инструмента расположили фортепианную клавиатуру, а с левой стороны поступили совсем хитро: клавиши расположили с двух сторон грифа, то есть спереди находились басовые клавиши, а сзади — клавиши аккордов. Гармонист играл сидя, четырьмя пальцами правой руки, левой рукой придерживал гармонь, четырьмя пальцами играя на басовых клавишах, а большим пальцем нажимая на клавиши аккордов.
Устройство гармони кажется очень сложным — тут и клавиши, и кнопки, и меха, которые нужно растягивать. Да и играет она как целый ансамбль. Источником звука в инструменте служат металлические язычки, расположенные каждый в своей рамке, когда воздух проходит сквозь рамку, язычок колеблется и издаёт звук. Чем меньше язычок, тем выше звук получается. Рамки с язычками расположены в ряд и воздух к ним подаётся с помощью клавиш через специальную систему воздушных камер. Растягивая и сдвигая меха гармони, музыкант нагнетает воздух для извлечения и усиления звука.
Между прочим, губная гармошка — ближайшая родственница гармони, ведь звуки в ней извлекают по такому же принципу, только вместо мехов для подачи воздуха служат легкие музыканта.
Так как гармонь была доступным инструментом, несложным в обучении, обладала огромным диапазоном звуков, причем отличалась довольно громким и задорным звучанием, она очень полюбилась в народе, ведь гармонистом мог стать любой селянин или рабочий, не обделённый музыкальным слухом.
Устройство гармони кажется очень сложным — тут и клавиши, и кнопки, и меха, которые нужно растягивать. Да и играет она как целый ансамбль. Источником звука в инструменте служат металлические язычки, расположенные каждый в своей рамке, когда воздух проходит сквозь рамку, язычок колеблется и издаёт звук. Чем меньше язычок, тем выше звук получается. Рамки с язычками расположены в ряд и воздух к ним подаётся с помощью клавиш через специальную систему воздушных камер. Растягивая и сдвигая меха гармони, музыкант нагнетает воздух для извлечения и усиления звука.
Между прочим, губная гармошка — ближайшая родственница гармони, ведь звуки в ней извлекают по такому же принципу, только вместо мехов для подачи воздуха служат легкие музыканта.
Так как гармонь была доступным инструментом, несложным в обучении, обладала огромным диапазоном звуков, причем отличалась довольно громким и задорным звучанием, она очень полюбилась в народе, ведь гармонистом мог стать любой селянин или рабочий, не обделённый музыкальным слухом.
#4
#5
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Гармоника «елецкая рояльная»
Время создания
1898-1903
Место создания
Россия. Елец
Размер
20х33,6х37,2 см
Техника
дерево, кость, картон, ткань, латунь, дерматин, фанеровка, краска
Коллекция
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться