В коллекции музея хранится ручная гармонь 40-х годов XX века. Она относится к музыкальным инструментам из семейства гармоник. Инструмент состоит из двух полукорпусов с клавиатурами и мехом между ними. Играют на гармони, удерживая ее в руках или поставив на колено: гармонист разжимает и сжимает мех и одновременно нажимает на клавиши. На правой клавиатуре исполняют основную мелодию, а на левой — аккомпанемент.
Установить имя изобретателя гармоники в наши дни невозможно: подобные инструменты существовали в Англии, Франции, Италии, Австрии, Германии и России столетия назад. Искусствовед Альфред Мирек утверждал, что гармонь в своем современном виде появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году благодаря чешскому органному мастеру Франтишеку Киршнику. Также существует версия, что первую ручную гармонику сконструировал в 1822 году берлинский мастер Христиан Фридрих Людвиг Бушман.
В 1830 году гармони стали популярны в России. Инструмент полюбили настолько, что без него не обходилось ни одно важное событие: на гармони играли даже на похоронах. Практически в каждой губернии мастера делали инструменты на свой лад: так появились саратовская, ливенская, тальянка, вятская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская гармони и многие другие разновидности.
Во время Великой Отечественной войны гармонь звучала на привалах, поднимая боевой дух солдат.
Установить имя изобретателя гармоники в наши дни невозможно: подобные инструменты существовали в Англии, Франции, Италии, Австрии, Германии и России столетия назад. Искусствовед Альфред Мирек утверждал, что гармонь в своем современном виде появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году благодаря чешскому органному мастеру Франтишеку Киршнику. Также существует версия, что первую ручную гармонику сконструировал в 1822 году берлинский мастер Христиан Фридрих Людвиг Бушман.
В 1830 году гармони стали популярны в России. Инструмент полюбили настолько, что без него не обходилось ни одно важное событие: на гармони играли даже на похоронах. Практически в каждой губернии мастера делали инструменты на свой лад: так появились саратовская, ливенская, тальянка, вятская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская гармони и многие другие разновидности.
Во время Великой Отечественной войны гармонь звучала на привалах, поднимая боевой дух солдат.
Хрестоматийным стал образ Василия Теркина, героя поэмы Александра Твардовского — солдата-весельчака с гармонью за плечами. А автор книги «Расскажи, гармонь» Александр Макушев вспоминал о своем боевом пути: