Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Вековой путь города-труженика»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Гармонь

Время создания
1940-е годы
Размер
30x55x18 см
Техника
пластмасса, металл, кожа, заводское изготовление
2
Открыть в приложении
#6
Гармонь
#4
В коллекции музея хранится ручная гармонь 40-х годов XX века. Она относится к музыкальным инструментам из семейства гармоник. Инструмент состоит из двух полукорпусов с клавиатурами и мехом между ними. Играют на гармони, удерживая ее в руках или поставив на колено: гармонист разжимает и сжимает мех и одновременно нажимает на клавиши. На правой клавиатуре исполняют основную мелодию, а на левой — аккомпанемент.
 
Установить имя изобретателя гармоники в наши дни невозможно: подобные инструменты существовали в Англии, Франции, Италии, Австрии, Германии и России столетия назад. Искусствовед Альфред Мирек утверждал, что гармонь в своем современном виде появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году благодаря чешскому органному мастеру Франтишеку Киршнику. Также существует версия, что первую ручную гармонику сконструировал в 1822 году берлинский мастер Христиан Фридрих Людвиг Бушман.
 
В 1830 году гармони стали популярны в России. Инструмент полюбили настолько, что без него не обходилось ни одно важное событие: на гармони играли даже на похоронах. Практически в каждой губернии мастера делали инструменты на свой лад: так появились саратовская, ливенская, тальянка, вятская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская гармони и многие другие разновидности.
 
Во время Великой Отечественной войны гармонь звучала на привалах, поднимая боевой дух солдат.

Хрестоматийным стал образ Василия Теркина, героя поэмы Александра Твардовского — солдата-весельчака с гармонью за плечами. А автор книги «Расскажи, гармонь» Александр Макушев вспоминал о своем боевом пути:
#9
Теркины-гармонисты и балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках.
#8
Александра Посконкина, чья гармонь и хранится в коллекции музея, после 1942 года назначили помощником командира батареи на одном из кронштадтских фортов, которые были огневым щитом Ленинграда. Их орудия защищали подступы к городу и Неве во время обороны и позже — во время блокады. За бесстрашие и мужество, проявленные в боях, Посконкин получил орден Ленина и медаль «Золотая звезда». Александр Твардовский несколько раз встречался с Посконкиным. Именно его подвиг лег в основу главы «О герое»:
#7
Аж привстал герой,
— Ну что вы,
Что вы, — вскинул головой, —
Я как раз из-под Тамбова, —
И потрогал орден свой.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гармонь

Время создания
1940-е годы
Размер
30x55x18 см
Техника
пластмасса, металл, кожа, заводское изготовление
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%