Тема гадания была популярна в изобразительном искусстве с XVI века. Сцены цыганских и святочных гаданий написали десятки мастеров, среди них — Караваджо, Жорж де Латур, Якоб ван Ост, Михаил Врубель, Константин Маковский, Василий Шебуев. Художники наделяли картины назидательным смыслом, подчеркивая простодушие наивных обывателей и хитрость коварных предсказательниц. Контраст присутствовал и в части социального наполнения работ: живописцы противопоставляли нарядных богачей в изысканных кружевах и нищих бродяг в лохмотьях.
В основе картины Симона де Воса «Гадалка, предсказывающая судьбу юноше» — библейская притча о блудном сыне. Молодой человек возгордился и покинул отчий дом, чтобы найти собственную дорогу. Симон де Вос изображает героя в тот период, когда он уже беспечно потратил все состояние и теперь полагается на судьбу и удачу, желая знать свое будущее.
Знатный избалованный юноша увлеченно смотрит на гадалку, которая уже получила золотую монету и взяла его за руку. Он кажется наивным и заинтересованным: он ожидает легких ответов на свои вопросы, благополучного разрешения своих трудностей. Гадание в то время было опасным и рискованным занятием. Молодому человеку могло грозить отлучение от дома и церкви, а цыганке — прилюдное бичевание и изгнание из города. Симон де Вос не впервые обращался к теме гадания в своем творчестве. Художник хотел предостеречь юношество от жестокого мира, полного стяжательства, эгоизма и опасностей на каждом шагу.
Все линии на картине струятся и извиваются, создавая впечатление неуловимости, быстротечности. Позы героев сложны и неустойчивы, на их лицах — неподдельный интерес к процессу. Художник прославляет радость жизни, щедрость ее даров, но вместе с тем задает тревожную ноту переменчивости судьбы.
Симон де Вос — фламандский художник и коллекционер произведений искусства. С 12 лет он учился у своего однофамильца, портретиста Корнелиса де Воса, а в 17 лет стал мастером гильдии Святого Луки. Писал картины на религиозные, исторические и аллегорические сюжеты, увлекался жанровыми сценами и групповыми портретами.
Знатный избалованный юноша увлеченно смотрит на гадалку, которая уже получила золотую монету и взяла его за руку. Он кажется наивным и заинтересованным: он ожидает легких ответов на свои вопросы, благополучного разрешения своих трудностей. Гадание в то время было опасным и рискованным занятием. Молодому человеку могло грозить отлучение от дома и церкви, а цыганке — прилюдное бичевание и изгнание из города. Симон де Вос не впервые обращался к теме гадания в своем творчестве. Художник хотел предостеречь юношество от жестокого мира, полного стяжательства, эгоизма и опасностей на каждом шагу.
Все линии на картине струятся и извиваются, создавая впечатление неуловимости, быстротечности. Позы героев сложны и неустойчивы, на их лицах — неподдельный интерес к процессу. Художник прославляет радость жизни, щедрость ее даров, но вместе с тем задает тревожную ноту переменчивости судьбы.
Симон де Вос — фламандский художник и коллекционер произведений искусства. С 12 лет он учился у своего однофамильца, портретиста Корнелиса де Воса, а в 17 лет стал мастером гильдии Святого Луки. Писал картины на религиозные, исторические и аллегорические сюжеты, увлекался жанровыми сценами и групповыми портретами.