Огромный фолиант «Всемирной истории», написанной нюрнбергским врачом и гуманистом Гартманом Шеделем, был выпущен типографией Антона Кобергера, царившего в издательском деле Нюрнберга XV века. 12 июля 1493 года вышло латинское издание, в декабре того же года появился немецкий перевод.
1 / 7
#1
Гартман Шедель
Всемирная хроника
#2
#4
Построенное по принципу «Всемирных хроник», начинавших своё повествование от сотворения мира и до сегодняшнего дня и деливших всю историю на семь «возрастов мира», сочинение Шеделя отличается широким охватом материала и упоминаниями о современных открытиях. Между шестым возрастом, нашим временем, и седьмым, Страшным судом, оставлено несколько пустых листов, чтобы владельцы сами могли вписать самые важные события. Последнее событие, упоминаемое в хронике — венчание в Риме лавровым венком немецкого поэта Конрада Цельтиса — произошло за месяц до издания. Если бы издание задержалось ещё на несколько месяцев, то последним событием хроники могло бы стать известие о путешествии Христофора Колумба. Частью книги является детальное описание Германии и карта мира.
#5
«Шеделевская хроника» — самое богато иллюстрированное издание XV века. Антон Кобергер задумал создать роскошную книгу как для образованной элиты, так и для широкой публики. Её украшают около двух тысяч сюжетов, представляющих виды городов, портреты исторических деятелей, эпизоды из жизни святых, астрономические явления, реальные и легендарные события. Гравюры были созданы в мастерской нюрнбергских художников Михаэля Вольгемута, учителя Альбрехта Дюрера, и Вильгельма Плейденвурфа, имена которых упоминаются в колофоне, что подчеркивало новую роль художника в создании книжной иллюстрации, до того анонимной.
#6
Альбрехт Дюрер. Портрет Михаеля Вольгемута. 1517 год
#7
Для 1809 иллюстраций хватило 645 гравюр: одно и то же клише служило для разных образов. Для портретов 224 королей использовано 44 доски, а для всего папства, насчитывавшего к тому времени 198 преемников апостола Петра, оказалось достаточным 28 изображений. Подобным же образом часто тиражированы многие местности и большинство монастырей. Исключение составляют хорошо знакомые издателю города — Нюрнберг, Кёльн, Страсбург.
#10
#9
Сохранился уникальный документ — договор издателя с художниками, из которого мы знаем, что в обязанности иллюстраторов, кроме изготовления гравюр, входила и разработка макета книжной страницы. Облик книги был тщательно продуман: одно и то же изображение никогда не встречается на одном развороте, приведены в согласие все элементы книжной страницы — шрифты, инициалы, орнаменты, расположение иллюстраций.
Издание книги заняло два года и появилось в двух с половиной тысячах копий. Грандиозное издание стало декларацией немецкого самосознания.
«Шеделевская хроника» была одной из самых дорогих и ценимых книг XV века, о чём говорит количество сохранившихся сегодня экземпляров: больше тысячи двухсот.
Издание книги заняло два года и появилось в двух с половиной тысячах копий. Грандиозное издание стало декларацией немецкого самосознания.
«Шеделевская хроника» была одной из самых дорогих и ценимых книг XV века, о чём говорит количество сохранившихся сегодня экземпляров: больше тысячи двухсот.
читать дальшескрыть
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться