Копия мирного договора, заключенного между Францией и Пруссией в Тильзите 9 июля 1807 года, была передана в дар Музею истории города Советска жителем Берлина Герхардом Зейдеманом. Оригинал договора находится в Тайном государственном архиве прусского культурного наследия (Берлин, Далем). Полный перевод франко-прусских соглашений о мире, подготовленный доцентом БФУ им. Канта И.О. Дементьевым, впервые был опубликован в сборнике научных статей «Калининградские архивы» (БФУ им. Канта, 2011 год). Данный документ характеризует взаимоотношения между Францией и Пруссией, сложившиеся в результате знаменитого молниеносного разгрома Наполеоном в 1806 году некогда прославленной прусской армии.
Император французов вынашивал планы ликвидации прусского государства, и только заступничество Александра I позволило Фридриху Вильгельму III сохранить титул и остатки своей державы. Об этом прямо говорилось в 4-й статье русско-французского договора, подписанного в 1807 году в Тильзите.
Российская историография традиционно не уделяла франко-прусским соглашениям о мире особого внимания, сосредоточившись на анализе Тильзитского договора между Россией и Францией. Однако франко-прусские договоренности того времени помогают воссоздать контекст сложных отношений между тремя странами.
Франко-прусский договор в Тильзите подписан 9 июля, в день ратификации главного соглашения между Россией и Францией. Прусское королевство потеряло почти половину населения и значительную часть территории, сохранив лишь четыре провинции — Бранденбург, Восточную Пруссию, Померанию и Силезию. Земли западнее Эльбы, включая Магдебург, предназначались для нового Вестфальского королевства. Тем самым Пруссия вернулась к границам 1772 года перед первым разделом Польши.
По франко-прусскому мирному договору Пруссия, наряду с территориальными уступками, обязывалась сократить армию до 40 000 человек, уплатить контрибуцию в 100 миллионов франков и вступить в систему Континентальной блокады. Тильзитский мир означал величайшее национальное унижение для Германии и привел к росту национально-освободительного движения.
Оценивая этот договор, историки обычно не жалеют мрачных тонов.