Фрагмент ручного жернова был найден во время раскопок на средневековом городище Иднакар, главном археологическом памятнике культуры Камско-Чепецкого междуречья IX–XIII веков. По легенде, его основал богатырь Идна, сын Донды, именем которого названо другое городище — Дондыкар. Иднакар находится на горе Солдырь в бассейне реки Чепцы, где жили предки северных удмуртов.
Иднакар был военно-оборонительным, торгово-ремесленным и общественно-административным центром. Он был окружен валом и рвом, а внутри процветали керамическое, кузнечное, косторезное и металлургическое производства. Иднакар — это наследие финно-угорского Средневековья, которое было захвачено и сожжено в XIII веке.
Фрагмент из коллекции Глазовского музея — это часть жерновов, ключевого инвентаря в сельском хозяйстве. Жернова использовали для измельчения сухого зерна в крупу и муку, а также перемалывания орехов. В Прикамье жернова появились в период раннего Средневековья, а широкое применение получили тысячу лет назад. Это орудие труда состояло из двух тяжелых ровных колес диаметром 30–45 см. Изнутри, на рабочей поверхности, на них были нанесены специальные желобки — они растирали зерно, и по ним же мука ссыпалась из жерновов. Диски жерновов делали из мелкозернистого, пористого песчаника или известняка, содержащего окаменелости.
В центре верхнего жернова было небольшое отверстие, глаз, куда засыпали зерно. Жернова были частями ручных мельниц, их приводили в движение палкой. Один ее конец вставляли в верхний желоб, а другой крепили к потолку. С жерновами связано множество загадок и пословиц, например: «Каменное море кругом вертится, белый заяц подле ложится, всему миру годится» (жернова и мука).
В зерновых хранилищах и домах Иднакара были найдены полба, яровая рожь, овес, а также пшеница, ячмень, горох. Удмурты практиковали подсечно-огневое земледелие, когда отдельные участки леса вырубали и выжигали, чтобы сделать посевы в плодородной золе. Другим способом избежать неурожая в условиях сложного климата была мультизерновая смесь, которой засеивали участки и в при любых погодных условиях получали всходы тех или иных культур.
Иднакар был военно-оборонительным, торгово-ремесленным и общественно-административным центром. Он был окружен валом и рвом, а внутри процветали керамическое, кузнечное, косторезное и металлургическое производства. Иднакар — это наследие финно-угорского Средневековья, которое было захвачено и сожжено в XIII веке.
Фрагмент из коллекции Глазовского музея — это часть жерновов, ключевого инвентаря в сельском хозяйстве. Жернова использовали для измельчения сухого зерна в крупу и муку, а также перемалывания орехов. В Прикамье жернова появились в период раннего Средневековья, а широкое применение получили тысячу лет назад. Это орудие труда состояло из двух тяжелых ровных колес диаметром 30–45 см. Изнутри, на рабочей поверхности, на них были нанесены специальные желобки — они растирали зерно, и по ним же мука ссыпалась из жерновов. Диски жерновов делали из мелкозернистого, пористого песчаника или известняка, содержащего окаменелости.
В центре верхнего жернова было небольшое отверстие, глаз, куда засыпали зерно. Жернова были частями ручных мельниц, их приводили в движение палкой. Один ее конец вставляли в верхний желоб, а другой крепили к потолку. С жерновами связано множество загадок и пословиц, например: «Каменное море кругом вертится, белый заяц подле ложится, всему миру годится» (жернова и мука).
В зерновых хранилищах и домах Иднакара были найдены полба, яровая рожь, овес, а также пшеница, ячмень, горох. Удмурты практиковали подсечно-огневое земледелие, когда отдельные участки леса вырубали и выжигали, чтобы сделать посевы в плодородной золе. Другим способом избежать неурожая в условиях сложного климата была мультизерновая смесь, которой засеивали участки и в при любых погодных условиях получали всходы тех или иных культур.