Сергей Есенин и Зинаида Райх познакомились в 1917 году в редакции газеты «Дело народа». Они обвенчались 30 июля 1917 года в церкви Кирика и Иулитты Вологодского уезда. В 1918 году у Есенина и Райх родилась дочь Татьяна. А в 1920 году — сын Константин.
К тому времени Сергей и Зинаида давно жили раздельно. Расторгнув брак с Есениным в 1921 году, она вышла замуж за знаменитого театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Он заботился о Татьяне и Константине до конца своих дней как о родных детях.
Благодаря Мейерхольду сложилась и театральная карьера Зинаиды Райх. 19 января 1924 года она впервые вышла на сцену в роли Аксюши в спектакле «Лес» по пьесе Александра Островского. Впоследствии Райх стала одной из самых известных московских актрис и примой театра Мейерхольда.
К тому времени Сергей и Зинаида давно жили раздельно. Расторгнув брак с Есениным в 1921 году, она вышла замуж за знаменитого театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Он заботился о Татьяне и Константине до конца своих дней как о родных детях.
Благодаря Мейерхольду сложилась и театральная карьера Зинаиды Райх. 19 января 1924 года она впервые вышла на сцену в роли Аксюши в спектакле «Лес» по пьесе Александра Островского. Впоследствии Райх стала одной из самых известных московских актрис и примой театра Мейерхольда.
«В Аксюше критики видели и традиционный игровой тип „влюбленной“, и современные черты „сознательной прислуги“, „комсомолки“ или „фабричной“, и эмоциональный, ассоциативный, полный поэтической игры образ, вносивший в спектакль обобщенную тему молодости, надежды на будущее, оптимизма», — считает театровед Николай Песочинский.
Ее дочь Татьяна Есенина писала театральному критику Константину Рудницкому: «Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Всеволода Эмильевича, свидетельствующие об его интересе к практике американского кино — если нет нужного актера, пробовать в роли подходящего по типу непрофессионала. Когда в период постановки „Леса“ не могли подобрать кандидатуру на роль Аксюши, решили посмотреть по этому принципу, что получится у Райх… В 1924 году, в возрасте 30 лет, она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки… То, какой она была в жизни, во многом предопределило то, какою она представала на сцене. Мейерхольд любовался ею одним глазом, а другим он наблюдал. Аксюша, Анна Андреевна, Гончарова, Маргерит — казалось бы, ничего в них нет общего, между тем в каждой из этих ролей Зинаида Николаевна играла, как говорится, „себя“. В ее натуре были редко совмещающиеся черты. Эти несовместимости, видимо, как-то использовались Мейерхольдом. В „Лесе“ неопытная актриса имела возможность всю роль провести на собственных природных интонациях. Между тем Аксюша условна, иначе как бы она соседствовала с гротескными персонажами».
Ее дочь Татьяна Есенина писала театральному критику Константину Рудницкому: «Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Всеволода Эмильевича, свидетельствующие об его интересе к практике американского кино — если нет нужного актера, пробовать в роли подходящего по типу непрофессионала. Когда в период постановки „Леса“ не могли подобрать кандидатуру на роль Аксюши, решили посмотреть по этому принципу, что получится у Райх… В 1924 году, в возрасте 30 лет, она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки… То, какой она была в жизни, во многом предопределило то, какою она представала на сцене. Мейерхольд любовался ею одним глазом, а другим он наблюдал. Аксюша, Анна Андреевна, Гончарова, Маргерит — казалось бы, ничего в них нет общего, между тем в каждой из этих ролей Зинаида Николаевна играла, как говорится, „себя“. В ее натуре были редко совмещающиеся черты. Эти несовместимости, видимо, как-то использовались Мейерхольдом. В „Лесе“ неопытная актриса имела возможность всю роль провести на собственных природных интонациях. Между тем Аксюша условна, иначе как бы она соседствовала с гротескными персонажами».