В музейной коллекции хранится фотография тувинского мальчика из племени Соян. Он одет в национальную одежду, на его голове заплетена традиционная косичка — кежеге.
Тувинцы из племени Соян живут в основном в долине реки Тес в Эрзинском районе. На правом берегу реки находится священная родовая гора — Кежеге. Шаманы считают ее своим главным покровителем.
Дословно название «кежеге» переводится как «мужская косичка». Слово имеет древнетюркское происхождение. На алтайском языке название звучит как кедьеге, а на монгольском — гэзэг.
Эта старинная мужская прическа у тувинцев считалась символом храбрости и силы. Чем толще была такая коса, тем больше уважали ее хозяина.
Традиционные прически кежеге упоминали и в фольклоре. Например, в тувинских сказках косичка с головы побежденного заклятого врага служила доказательством победы. А про одного из героев таких сказок — Эртине-Мергене — говорится, что «он у Кара-Хуруме кежеге с основанием выдрав, пропасть в шестьдесят саженей вырыв, сбросил в нее врага и закрыл пропасть горой Бош».
Тувинских мальчиков и девочек в возрасте до трех лет можно было отличить только по присутствию украшений. До этого времени волосы детям не стригли. Считалось, что волосы обладают мощной защитной энергией. По верованиям, до трех лет ребенка — считая и то время, когда он находился в утробе матери, — защищает бог.
Когда детям исполнялось три года, совершали обряд обрезания волос, который имел для тувинцев сакральное значение. Его тонкости передавали из поколения в поколение. Первую стрижку считали стрижкой «внутриутробных волос». Это был обряд инициации, при котором из статуса «божественного ребенка» дети переходили в мир родственников. С этого момента за их жизнь отвечали уже не высшие силы, а семья.
Мальчикам сбривали волосы по внешнему кругу. На темени оставляли пряди, которые заплетали в одну косичку и завязывали шнуром синего цвета. Этот оттенок у тувинцев символизировал мужское благополучие.
Этот обряд считался обязательным. В Туве большое значение имеет родовая ветвь по мужской линии. Поэтому кежеге заплетали, чтобы родовая цепочка не прервалась и благополучно продолжалась.
Изначально косичку кежеге должен был носить каждый тувинский мужчина. С 1911 года ее ношение стало добровольным. В 1950-е годы мужчины с косичкой встречались редко. Но с конца XX века, после распада Советского Союза, почти утраченная традиционная культура причесок, в том числе кежеге, начала возрождаться. В настоящее время косы популярны у людей творческих профессий — особенно музыкантов и исполнителей горлового пения.
Тувинцы из племени Соян живут в основном в долине реки Тес в Эрзинском районе. На правом берегу реки находится священная родовая гора — Кежеге. Шаманы считают ее своим главным покровителем.
Дословно название «кежеге» переводится как «мужская косичка». Слово имеет древнетюркское происхождение. На алтайском языке название звучит как кедьеге, а на монгольском — гэзэг.
Эта старинная мужская прическа у тувинцев считалась символом храбрости и силы. Чем толще была такая коса, тем больше уважали ее хозяина.
Традиционные прически кежеге упоминали и в фольклоре. Например, в тувинских сказках косичка с головы побежденного заклятого врага служила доказательством победы. А про одного из героев таких сказок — Эртине-Мергене — говорится, что «он у Кара-Хуруме кежеге с основанием выдрав, пропасть в шестьдесят саженей вырыв, сбросил в нее врага и закрыл пропасть горой Бош».
Тувинских мальчиков и девочек в возрасте до трех лет можно было отличить только по присутствию украшений. До этого времени волосы детям не стригли. Считалось, что волосы обладают мощной защитной энергией. По верованиям, до трех лет ребенка — считая и то время, когда он находился в утробе матери, — защищает бог.
Когда детям исполнялось три года, совершали обряд обрезания волос, который имел для тувинцев сакральное значение. Его тонкости передавали из поколения в поколение. Первую стрижку считали стрижкой «внутриутробных волос». Это был обряд инициации, при котором из статуса «божественного ребенка» дети переходили в мир родственников. С этого момента за их жизнь отвечали уже не высшие силы, а семья.
Мальчикам сбривали волосы по внешнему кругу. На темени оставляли пряди, которые заплетали в одну косичку и завязывали шнуром синего цвета. Этот оттенок у тувинцев символизировал мужское благополучие.
Этот обряд считался обязательным. В Туве большое значение имеет родовая ветвь по мужской линии. Поэтому кежеге заплетали, чтобы родовая цепочка не прервалась и благополучно продолжалась.
Изначально косичку кежеге должен был носить каждый тувинский мужчина. С 1911 года ее ношение стало добровольным. В 1950-е годы мужчины с косичкой встречались редко. Но с конца XX века, после распада Советского Союза, почти утраченная традиционная культура причесок, в том числе кежеге, начала возрождаться. В настоящее время косы популярны у людей творческих профессий — особенно музыкантов и исполнителей горлового пения.