Фотографию создал фотопортретист Михаил Панов. Он был известен как мастер, виртуозно владевший приемами освещения. На этом снимке он запечатлел профессоров Московской консерватории. Фото датируется приблизительно концом 1860-х — началом 1870-х годов.
Наверху в самом центре расположился портрет основателя консерватории — Николая Рубинштейна. Он был бессменным директором учебного заведения вплоть до своей смерти в 1881 году. Фото Петра Чайковского находится на почетном месте справа от него.
Чайковский приехал в Москву в январе 1866 года — ему предложили преподавать теорию музыки в Музыкальных классах Русского Музыкального Общества. В сентябре того же года Музыкальные классы были преобразованы в Московскую консерваторию. Её официальное открытие назначили на первое сентября. Дирекция организовала большой праздник: после молебна в зале устроили обед, на котором многие выступали с торжественными речами. Чайковский тоже взял слово. Он пожелал консерватории процветания и успеха, а затем высказал мысль, что первым в новых классах должен прозвучать Михаил Глинка — величайший русский гений. Мастер сам сыграл увертюру из «Руслана и Людмилы» и этим расположил к себе всех участников.
С первых же дней Николай Рубинштейн заботился о Петре Чайковском: он устроил его у себя на квартире, старался снабдить всем необходимым, помогал с нужными знакомствами. Именно он устроил встречу мэтра с Петром Юргенсоном — тот владел издательской фирмой и позже выпустил в печать почти все произведения композитора.
Исследователи рассказывали, что поначалу работа в консерватории пугала Петра Чайковского — он был крайне застенчивым человеком. Но вскоре он подружился с учениками и стал отдавать преподаванию много времени и сил. Учебных пособий по теории музыки тогда почти не было. Мэтр сам перевел «Руководство к инструментовке» Франсуа Огюста Геварта, «Музыкальный катехизис» Иоганна Христиана Лобе и «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» Роберта Шумана. Кроме того, для своих учеников он разработал собственный «Учебник гармонии». В то время в Москве говорили, что любой троечник из Московской консерватории заткнет за пояс любого отличника из Петербургской, потому что в Москве преподает Чайковский.
Композитор проработал в консерватории 11 лет. Но он всегда признавался, что это занятие его тяготило. Мэтра выручила поддержка меценатки Надежды фон Мекк — она любила его музыку и предложила материальную помощь, благодаря которой он смог оставить преподавание и посвятить себя сочинению произведений. Позже Чайковский говорил: «Учитель из меня всегда будет плохой, поскольку в каждом моем ученике я вижу врага, созданного специально, чтобы меня мучить». При этом ученики не соглашались с такой оценкой — они сохранили о профессоре самые теплые воспоминания.
Наверху в самом центре расположился портрет основателя консерватории — Николая Рубинштейна. Он был бессменным директором учебного заведения вплоть до своей смерти в 1881 году. Фото Петра Чайковского находится на почетном месте справа от него.
Чайковский приехал в Москву в январе 1866 года — ему предложили преподавать теорию музыки в Музыкальных классах Русского Музыкального Общества. В сентябре того же года Музыкальные классы были преобразованы в Московскую консерваторию. Её официальное открытие назначили на первое сентября. Дирекция организовала большой праздник: после молебна в зале устроили обед, на котором многие выступали с торжественными речами. Чайковский тоже взял слово. Он пожелал консерватории процветания и успеха, а затем высказал мысль, что первым в новых классах должен прозвучать Михаил Глинка — величайший русский гений. Мастер сам сыграл увертюру из «Руслана и Людмилы» и этим расположил к себе всех участников.
С первых же дней Николай Рубинштейн заботился о Петре Чайковском: он устроил его у себя на квартире, старался снабдить всем необходимым, помогал с нужными знакомствами. Именно он устроил встречу мэтра с Петром Юргенсоном — тот владел издательской фирмой и позже выпустил в печать почти все произведения композитора.
Исследователи рассказывали, что поначалу работа в консерватории пугала Петра Чайковского — он был крайне застенчивым человеком. Но вскоре он подружился с учениками и стал отдавать преподаванию много времени и сил. Учебных пособий по теории музыки тогда почти не было. Мэтр сам перевел «Руководство к инструментовке» Франсуа Огюста Геварта, «Музыкальный катехизис» Иоганна Христиана Лобе и «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» Роберта Шумана. Кроме того, для своих учеников он разработал собственный «Учебник гармонии». В то время в Москве говорили, что любой троечник из Московской консерватории заткнет за пояс любого отличника из Петербургской, потому что в Москве преподает Чайковский.
Композитор проработал в консерватории 11 лет. Но он всегда признавался, что это занятие его тяготило. Мэтра выручила поддержка меценатки Надежды фон Мекк — она любила его музыку и предложила материальную помощь, благодаря которой он смог оставить преподавание и посвятить себя сочинению произведений. Позже Чайковский говорил: «Учитель из меня всегда будет плохой, поскольку в каждом моем ученике я вижу врага, созданного специально, чтобы меня мучить». При этом ученики не соглашались с такой оценкой — они сохранили о профессоре самые теплые воспоминания.