С 1930 по 1936 год Михаил Булгаков служил во МХАТе на должности режиссера-ассистента. В этот период писатель работал в том числе над инсценировками классических произведений, одним из которых стал роман Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Инсценировкой Михаил Афанасьевич занимался совместно с драматургом Натальей Венкстерн.
Сцена из спектакля «Пиквикский клуб»
Наташа приносила готовые куски, в которых она добросовестно старалась сохранить длинные диккенсовские периоды, а М.А. молниеносно переделывал их в короткие сценические диалоги. Было очень интересно наблюдать за этим колдовским превращением…
Постановка «Пиквикского клуба» интересна еще и тем, что в ней Михаил Афанасьевич попробовал себя в качестве артиста. По воспоминаниям друзей и знакомых писателя, он обладал актерским талантом и хотел сыграть в театре. Во МХАТе Булгаков попросил для себя две роли — гетмана в «Днях Турбиных» и судьи в «Пиквикском клубе» по роману Диккенса. Роль судьи Булгаков получил.
Генеральная репетиция «Пиквикского клуба» прошла 3 ноября 1934 года. Ее участники вспоминали, что писатель играл, как профессиональный актер. Сотрудник МХАТа Вадим Шверубович рассказывал:
Приятно было видеть, как сам Булгаков радовался тому, как прочно и подробно ощущал он себя в этом образе. Но как же ясно и весело улыбался он, выходя из этого образа, сбрасывая с себя эту оболочку. Сначала теплели и темнели глаза, потом лицо освещалось улыбкой, менялась осанка, и перед нами был опять он, со всем своим умным, тонким и лукавым обаянием.
Перевоплотившегося в судью Булгакова не узнал даже основатель театра Константин Станиславский.
««Кто это?» — быстро прошептал он Станицыну, не узнавая актера. «Булгаков». — «Какой Булгаков?» — «Да наш, наш Булгаков, писатель, автор «Турбиных». — «Не может быть». — «Да Булгаков же, Константин Сергеевич, ей-богу!» — «Но ведь он же талантливый…»», — вспоминал историк театра Виталий Виленкин.
В конце 1934 года Булгаков вместе с другими артистами принял участие в записи «Пиквикского клуба» в Радиоцентре. На память об этом спектакле Михаил Афанасьевич держал на письменном столе фанерную фигурку судьи, сделанную по эскизу театрального художника Петра Вильямса. Булгаков познакомился с ним на репетициях «Пиквикского клуба», и очень скоро они стали друзьями. Петр Вильямс был одним из первых слушателей романа о дьяволе.