Бронзовую бляху с изображением двух яков нашли во время археологической экспедиции в Минусинском округе (в настоящее время — Минусинский район Красноярского края). Всего на территории Южной Сибири обнаружили 15 подобных экземпляров: 14 в Минусинском котловане и один в Кузнецовском округе Томской губернии (в настоящее время — Томская область).
Бляху изготовили в виде бронзовой пластины, на которой в неестественном положении изображены два яка. Их головы были опущены вниз и смотрели вперед, передняя часть туловища располагалась в фас, а остальное туловище животного — в профиль. Пластину датировали II–I веком до нашей эры.
Изображения животных встречались в искусстве первобытных людей с самых древних времен. Но массово производить предметы с зооморфными образами начали только в эпоху бронзы. Первые бронзовые предметы появились в Южной Сибири конце 5–6 тысячелетия до нашей эры.
Ученые определили, что бляха из коллекции музея была выполнена в скифо-сибирском зверином стиле. Он был распространен на территории Сибири в эпоху бронзы и железа. Мастера, которые работали в этом стиле, изображали хищников, копытных, птиц и мифических зверей в определенных позах. Например, дикую кошку, свернувшуюся в кольцо, оленя, который подогнул ноги, а рога отбросил на спину, и животных на кончиках копыт. Также мастера создавали конкретные композиции — например, сцены преследования и терзания. Археологи предполагают, что такие образы имели сакральное значение, так как подобные пластины часто находили внутри погребений.
Артефакт хранился в коллекции краеведческого музея, которая погибла во время пожаров 1879 года, когда огонь уничтожил 75 городских кварталов, 918 дворов, 105 каменных и 3418 деревянных построек. Тогда в Иркутске сгорели почти все учебные заведения и общественные места, в том числе здание музея. В огне погибли более 22 тысяч экспонатов, архив и библиотека. Из допожарного собрания музея сохранилось около 100 предметов, среди которых — бляха, изображенная на фотографии. Оригинал выставлен в историческом отделе музея.
Бляху изготовили в виде бронзовой пластины, на которой в неестественном положении изображены два яка. Их головы были опущены вниз и смотрели вперед, передняя часть туловища располагалась в фас, а остальное туловище животного — в профиль. Пластину датировали II–I веком до нашей эры.
Изображения животных встречались в искусстве первобытных людей с самых древних времен. Но массово производить предметы с зооморфными образами начали только в эпоху бронзы. Первые бронзовые предметы появились в Южной Сибири конце 5–6 тысячелетия до нашей эры.
Ученые определили, что бляха из коллекции музея была выполнена в скифо-сибирском зверином стиле. Он был распространен на территории Сибири в эпоху бронзы и железа. Мастера, которые работали в этом стиле, изображали хищников, копытных, птиц и мифических зверей в определенных позах. Например, дикую кошку, свернувшуюся в кольцо, оленя, который подогнул ноги, а рога отбросил на спину, и животных на кончиках копыт. Также мастера создавали конкретные композиции — например, сцены преследования и терзания. Археологи предполагают, что такие образы имели сакральное значение, так как подобные пластины часто находили внутри погребений.
Артефакт хранился в коллекции краеведческого музея, которая погибла во время пожаров 1879 года, когда огонь уничтожил 75 городских кварталов, 918 дворов, 105 каменных и 3418 деревянных построек. Тогда в Иркутске сгорели почти все учебные заведения и общественные места, в том числе здание музея. В огне погибли более 22 тысяч экспонатов, архив и библиотека. Из допожарного собрания музея сохранилось около 100 предметов, среди которых — бляха, изображенная на фотографии. Оригинал выставлен в историческом отделе музея.