В коллекции музея представлена черно-белая фотография, сделанная в 1929 году. На ней изображены дети рабочих и служащих завода «Красный боевик», которые состояли в первом пионерском отряде Котовска.
В конце 1921 года Центральный комитет Российского коммунистического союза молодежи создал специальную комиссию, одним из главных членов которой стала общественный и культурный деятель Надежда Крупская. Перед комиссией стояла задача открыть специальную организацию для детей, разработать принципы ее работы и программу. Так, 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов.
Название «пионер» предложил педагог-новатор Иннокентий Жуков. В 1912–1914 годах он обучался в Париже. Там он впервые познакомился с трудами канадского писателя Эрнеста Сетона-Томпсона и британского военачальника Роберта Баден-Пауэлла, которые были основателями движения скаутов — специальных организаций для детей. У скаутов слово «пионер» означало «первопроходец». Вернувшись в Россию, Жуков продвигал скаутское движение. Он же по аналогии с жизнеутверждающими девизами скаутов предложил придумать девизы для пионеров.
В поселке Красный Боевик (сейчас — город Котовск) пионерские отряды начали создавать в апреле — мае 1923 года. Ими руководили комсомольцы. Отряды состояли из звеньев, в каждом из них было по 9–10 пионеров. В пионерском клубе каждому звену выделили место для уголков, и участники сами оформляли их лозунгами, эмблемами, рисунками. Пионеры систематически приходили на сборы, где с ними проводили патриотические беседы и разучивали песни.
Пионерская организация поселка носила название «База юных пионеров» и размещалась в здании горисполкома. С годами она становилась больше, в отряды принимали новых детей. Пионеры получали патриотическое воспитание, активно занимались спортом и даже создали струнный оркестр.
В 1930-е годы пионерские отряды начали открывать при школах. Работу пионерской организации стремились сделать интересной и разнообразной, ее постоянно совершенствовали. Нередко ее участники сами выступали с какими-то инициативами и предлагали идеи для мероприятий. В это же время появились первые пионерские лагеря, в которых часто проводили военные игры. В них дети играли роли санитаров, пулеметчиков, связистов, автоматчиков. А при Дворце культуры открылась детская техническая станция, которая работала в тесном взаимодействии со школой.
Во время Великой Отечественной войны пионеры помогали на фронте и в тылу. Многие из них были разведчиками, партизанами, юнгами на кораблях, помогали создавать агитплакаты и укрывать раненых.
В конце 1921 года Центральный комитет Российского коммунистического союза молодежи создал специальную комиссию, одним из главных членов которой стала общественный и культурный деятель Надежда Крупская. Перед комиссией стояла задача открыть специальную организацию для детей, разработать принципы ее работы и программу. Так, 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов.
Название «пионер» предложил педагог-новатор Иннокентий Жуков. В 1912–1914 годах он обучался в Париже. Там он впервые познакомился с трудами канадского писателя Эрнеста Сетона-Томпсона и британского военачальника Роберта Баден-Пауэлла, которые были основателями движения скаутов — специальных организаций для детей. У скаутов слово «пионер» означало «первопроходец». Вернувшись в Россию, Жуков продвигал скаутское движение. Он же по аналогии с жизнеутверждающими девизами скаутов предложил придумать девизы для пионеров.
В поселке Красный Боевик (сейчас — город Котовск) пионерские отряды начали создавать в апреле — мае 1923 года. Ими руководили комсомольцы. Отряды состояли из звеньев, в каждом из них было по 9–10 пионеров. В пионерском клубе каждому звену выделили место для уголков, и участники сами оформляли их лозунгами, эмблемами, рисунками. Пионеры систематически приходили на сборы, где с ними проводили патриотические беседы и разучивали песни.
Пионерская организация поселка носила название «База юных пионеров» и размещалась в здании горисполкома. С годами она становилась больше, в отряды принимали новых детей. Пионеры получали патриотическое воспитание, активно занимались спортом и даже создали струнный оркестр.
В 1930-е годы пионерские отряды начали открывать при школах. Работу пионерской организации стремились сделать интересной и разнообразной, ее постоянно совершенствовали. Нередко ее участники сами выступали с какими-то инициативами и предлагали идеи для мероприятий. В это же время появились первые пионерские лагеря, в которых часто проводили военные игры. В них дети играли роли санитаров, пулеметчиков, связистов, автоматчиков. А при Дворце культуры открылась детская техническая станция, которая работала в тесном взаимодействии со школой.
Во время Великой Отечественной войны пионеры помогали на фронте и в тылу. Многие из них были разведчиками, партизанами, юнгами на кораблях, помогали создавать агитплакаты и укрывать раненых.