В экспозиции Самарского областного художественного музея широко представлены предметы китайского искусства, выполненные из фарфора. Особое внимание привлекает фигурка Льва Фо, или собаки Будды. Львы в Китае не обитают, и изображенное мастером животное больше походит на собачку, например мопса. Лев выполнен в зеленой гамме, все детали тонко проработаны. Скульптура располагается на деревянной резной подставке.
Под правой лапой льва не хватает одной детали. Обычно лев-самец придерживает правой лапой шар с узором «цветка жизни», который в буддийской традиции трактуется как «тама» — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и способный исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львенка.
В китайской традиции изображение льва до сих пор сохранило символическое значение, о чем свидетельствуют скульптуры львов, которые принято ставить перед жилищем. Они призваны охранять обитателей дома от злых сил и приносить счастье как жителям отдельных домов, так и целым улицам. Традиционное китайское искусство оперирует символами, призванными охранять и приносить счастье, и образ льва в полной мере соответствует этим задачам.
Китайскому фарфору около 3000 лет, о чем свидетельствуют раскопки, проведенные в долине Желтой реки — Хуанхэ. Но ряд исследователей называют эти находки «протофарфором», поскольку для изготовления предметов той эпохи была использована только белая глина: такой материал не является фарфором в привычном нам понимании. По их мнению, фарфор появился в начале VII века нашей эры, во время правления династии Тан (618–907 годы н. э.). А при династии Сун (960–1279) китайский фарфор достиг общепризнанного совершенства.
Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. Одни рабочие промывали глину, другие — поддерживали необходимую температуру в печи. В дальнейшем в изготовлении фарфора веками использовались технологии, разработанные во времена правления династии Сун, менялись только форма и цветовая гамма изделий. Фарфоровые изделия XVII–XVIII веков отличаются особой белизной черепка, утонченностью и разнообразием форм и красочностью росписи. Именно в этот период, при императоре династии Цин (XVII–XX), весь мир узнал секрет китайского фарфора.
Под правой лапой льва не хватает одной детали. Обычно лев-самец придерживает правой лапой шар с узором «цветка жизни», который в буддийской традиции трактуется как «тама» — сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и способный исполнять желания. Львица в таком случае обычно изображается придерживающей лапой львенка.
В китайской традиции изображение льва до сих пор сохранило символическое значение, о чем свидетельствуют скульптуры львов, которые принято ставить перед жилищем. Они призваны охранять обитателей дома от злых сил и приносить счастье как жителям отдельных домов, так и целым улицам. Традиционное китайское искусство оперирует символами, призванными охранять и приносить счастье, и образ льва в полной мере соответствует этим задачам.
Китайскому фарфору около 3000 лет, о чем свидетельствуют раскопки, проведенные в долине Желтой реки — Хуанхэ. Но ряд исследователей называют эти находки «протофарфором», поскольку для изготовления предметов той эпохи была использована только белая глина: такой материал не является фарфором в привычном нам понимании. По их мнению, фарфор появился в начале VII века нашей эры, во время правления династии Тан (618–907 годы н. э.). А при династии Сун (960–1279) китайский фарфор достиг общепризнанного совершенства.
Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. Одни рабочие промывали глину, другие — поддерживали необходимую температуру в печи. В дальнейшем в изготовлении фарфора веками использовались технологии, разработанные во времена правления династии Сун, менялись только форма и цветовая гамма изделий. Фарфоровые изделия XVII–XVIII веков отличаются особой белизной черепка, утонченностью и разнообразием форм и красочностью росписи. Именно в этот период, при императоре династии Цин (XVII–XX), весь мир узнал секрет китайского фарфора.