Металлические фибулы в Средние века заменяли пуговицы и другие застежки. Ими скрепляли полы плащей, пояса, воротники рубашек и платьев, широкие рукава.
Фибулы, декорированные разными орнаментами или вставками, носили и в качестве украшений. Самыми роскошными считались золотые или серебряные застежки, их могли позволить себе только богатые и знатные люди, а вот бронзовые украшения стоили дешевле.
В VI–VII веках использовали так называемые пальчатые фибулы. Они состояли из двух металлических щитков с короткой дужкой между ними, иглы, приемника для нее и пружины, которая удерживала застежку закрытой. Верхний щиток напоминал формой человеческую ладонь с растопыренными пальцами, отсюда и произошло название «пальчатые». Выступов на щитке фибулы обычно было пять, чуть реже — семь.
У германских племен было принято изображать на фибулах головы животных или мифических существ. А славяне упростили застежки и стали украшать их простыми округлыми «пальцами» без рисунков.
В зависимости от вида дужки фибулы делятся на коленчатые, луковидные, зооморфные (в виде животных), антропоморфные (фигурки людей), кольцевидные, дисковидные, змеевидные, арбалетные и другие. Дуговые фибулы являются древнейшими из известных археологам.
Представленная в экспозиции фибула относится к так называемому мощинскому типу. Мощинской культурой называют археологическую культуру днепровских балтов железного века, которые жили в IV–VII веках на территориях современных Калужской, Орловской и Тульской областей. Культура сформировалась в период великого переселения народов, когда гуннские кочевые орды двигались на запад, а германские племена — на Римскую империю. Свое название культура получила по городищу у села Мощины в Мосальском районе Калужской области.
Памятники мощинской культуры археологи находят, как правило, в бассейне верхней Оки до впадения в нее реки Протвы. В этот период активно развивалось металлургическое производство, люди научились получать бронзу — искусственный сплав меди и олова. На территории Орловской области не было месторождений медной руды, поэтому металлы сюда привозили из южных регионов.
Фибулы, декорированные разными орнаментами или вставками, носили и в качестве украшений. Самыми роскошными считались золотые или серебряные застежки, их могли позволить себе только богатые и знатные люди, а вот бронзовые украшения стоили дешевле.
В VI–VII веках использовали так называемые пальчатые фибулы. Они состояли из двух металлических щитков с короткой дужкой между ними, иглы, приемника для нее и пружины, которая удерживала застежку закрытой. Верхний щиток напоминал формой человеческую ладонь с растопыренными пальцами, отсюда и произошло название «пальчатые». Выступов на щитке фибулы обычно было пять, чуть реже — семь.
У германских племен было принято изображать на фибулах головы животных или мифических существ. А славяне упростили застежки и стали украшать их простыми округлыми «пальцами» без рисунков.
В зависимости от вида дужки фибулы делятся на коленчатые, луковидные, зооморфные (в виде животных), антропоморфные (фигурки людей), кольцевидные, дисковидные, змеевидные, арбалетные и другие. Дуговые фибулы являются древнейшими из известных археологам.
Представленная в экспозиции фибула относится к так называемому мощинскому типу. Мощинской культурой называют археологическую культуру днепровских балтов железного века, которые жили в IV–VII веках на территориях современных Калужской, Орловской и Тульской областей. Культура сформировалась в период великого переселения народов, когда гуннские кочевые орды двигались на запад, а германские племена — на Римскую империю. Свое название культура получила по городищу у села Мощины в Мосальском районе Калужской области.
Памятники мощинской культуры археологи находят, как правило, в бассейне верхней Оки до впадения в нее реки Протвы. В этот период активно развивалось металлургическое производство, люди научились получать бронзу — искусственный сплав меди и олова. На территории Орловской области не было месторождений медной руды, поэтому металлы сюда привозили из южных регионов.