Ефим Честняков родился 19 декабря (по старому стилю) 1874 года в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. После окончания уездного училища в Кологриве и Новинской учительской семинарии в Ярославской губернии Ефим Честняков работал народным учителем в Костромской губернии: в Здемировском начальном училище близ села Красное, в Костроме, Углецком начальном училище Кинешемского уезда.
Мечта стать художником и раскрыть дарованные ему таланты, влекла его в Петербург. В 1899 году Ефим Честняков был принят в благотворительную художественную студию княгини Марии Тенишевой, где он проходил профессиональную подготовку у Дмитрия Щербиновского под общим руководством Ильи Репина. Мечтая обрести ценз, необходимый для поступления в Академию художеств, Честняков по рекомендации Ильи Репина продолжил образование в Казанской художественной школе у Игишина и Скорнякова. Позже он был принят вольнослушателем в натурный класс Высшего художественного училища при Академии художеств, где его учителями были профессора Василий Савинский, Ян Ционглинский, Григорий Мясоедов. В 1905 году, в связи с революционными событиями, Академия Художеств была закрыта. Ефим Честняков вынужден был вернуться на родину в Шаблово. С 1905 по 1913 годы были созданы многие его произведения живописи, графики, скульптуры, которые он называл «глинянками». В этот период он много работал на литературном поприще, — писал стихи, сказки, поэмы, философские эссе; занимался искусством фотографии, создал детский театр.
В 1913 году он «с грузом искусств» снова едет в Петербург, для того чтобы привлечь внимание к народной культуре, найти единомышленников, мечтает продолжить учебу у Репина, встречается с художниками, видными представителями русской интеллигенции, активно сотрудничает с издательствами. Впервые тогда были опубликованы его прекрасные сказки «Сергиюшко», «Иванушко», «Чудесное яблоко». Первая Мировая война разрушила многие надежды Честнякова — ему пришлось вернуться на родину. С тех пор он уже никогда не покидал заповедный Кологривский край. Посвятив всю свою жизнь строительству универсальной крестьянской культуры, он понимал эту культуру как просвещение ума и души. Честняков запечатлел в своих произведениях, и тем самым сохранял для будущих поколений, духовный мир русского крестьянства с его православной верой, народной культурой, взаимодействием с окружающей природой.
В первые годы после революции 1917 года Честняков предпринял попытку соединить своё представление о народном искусстве с культурной политикой советской власти. Он принял участие в работе Кологривского пролеткульта, руководил в Кологривском доме культуры театральным кружком и студией рисования. Однако его идея «универсальной крестьянской культуры» и реалии тогдашней жизни оказались несовместимыми, заставили его отойти от общественной жизни. Умер художник в 1961 году, так и не успев получить признание.
Мечта стать художником и раскрыть дарованные ему таланты, влекла его в Петербург. В 1899 году Ефим Честняков был принят в благотворительную художественную студию княгини Марии Тенишевой, где он проходил профессиональную подготовку у Дмитрия Щербиновского под общим руководством Ильи Репина. Мечтая обрести ценз, необходимый для поступления в Академию художеств, Честняков по рекомендации Ильи Репина продолжил образование в Казанской художественной школе у Игишина и Скорнякова. Позже он был принят вольнослушателем в натурный класс Высшего художественного училища при Академии художеств, где его учителями были профессора Василий Савинский, Ян Ционглинский, Григорий Мясоедов. В 1905 году, в связи с революционными событиями, Академия Художеств была закрыта. Ефим Честняков вынужден был вернуться на родину в Шаблово. С 1905 по 1913 годы были созданы многие его произведения живописи, графики, скульптуры, которые он называл «глинянками». В этот период он много работал на литературном поприще, — писал стихи, сказки, поэмы, философские эссе; занимался искусством фотографии, создал детский театр.
В 1913 году он «с грузом искусств» снова едет в Петербург, для того чтобы привлечь внимание к народной культуре, найти единомышленников, мечтает продолжить учебу у Репина, встречается с художниками, видными представителями русской интеллигенции, активно сотрудничает с издательствами. Впервые тогда были опубликованы его прекрасные сказки «Сергиюшко», «Иванушко», «Чудесное яблоко». Первая Мировая война разрушила многие надежды Честнякова — ему пришлось вернуться на родину. С тех пор он уже никогда не покидал заповедный Кологривский край. Посвятив всю свою жизнь строительству универсальной крестьянской культуры, он понимал эту культуру как просвещение ума и души. Честняков запечатлел в своих произведениях, и тем самым сохранял для будущих поколений, духовный мир русского крестьянства с его православной верой, народной культурой, взаимодействием с окружающей природой.
В первые годы после революции 1917 года Честняков предпринял попытку соединить своё представление о народном искусстве с культурной политикой советской власти. Он принял участие в работе Кологривского пролеткульта, руководил в Кологривском доме культуры театральным кружком и студией рисования. Однако его идея «универсальной крестьянской культуры» и реалии тогдашней жизни оказались несовместимыми, заставили его отойти от общественной жизни. Умер художник в 1961 году, так и не успев получить признание.